Врачи не уезжают куда-то, они уезжают из Вичуги: почему медработники покидают вичугскую ЦРБ на самом деле, они рассказали сами

icon 21/09/2022
icon 06:00

© Фото Услышано Вичуга / ВКонтакте

Фото Услышано Вичуга / ВКонтакте

С момента публикации первого расследования «Ивановских Новостей» прошло полмесяца. За это короткое время, пожалуй, самая актуальная на сегодня проблема в Вичуге начала обсуждаться на областном уровне.

Вичугский городской общественный совет 2 сентября провел заседание, полностью посвященное дефициту врачей. 2 часа проблему медкадров обсуждали глава города, его заместитель и уже небезызвестный главврач «Вичугской ЦРБ» Карен Гаспарян –  в проблеме местные жители обвиняют именно его. Также в качестве эксперта из четвертой ивановской областной клинической больницы приехал хирург Артем Оралов.

Заседание для Карена Робертовича выдалось тяжелым. На этот раз крайних никто не искал, вопросами сразу завалили его. Главврач отметил, что не против быть виноватым в происходящем, однако проблему это не решит, так как дефицит медкадров наблюдается не только в Вичуге, но и во всей Ивановской области и в соседних областях тоже. А потому  ситуация носит системно-накопительный характер. Из причин возникновения и развития ее Гаспарян выделяет следующее: отсутствие муниципального служебного жилья для молодых медиков, невозможность увеличения окладной части зарплаты врачам, низкие сроки отработки по договорам после учебных учреждений. Сюда же он отнес отсутствие интернатуры, небольшой объем квот по необходимым в регионе специальностям в медучебных заведениях, не совсем корректно работающую программу "Земский доктор", из-за которой медики уезжают в другие города области. Обратил Карен Робертович внимание и на слишком низкие зарплаты медработников по сравнению с заплатами в столице.

Фото Городской Общественный Совет / ВИЧУГА / ВКонтакте

Однако, если изучить проблему действительно как следует, то выясняется, что характерна она именно для Вичуги. Вопрос привлечения медкадров здесь стоит особенно остро.

Жилье для молодых медиков

Пока неизвестно, зачем молодым медикам вообще появляться в Вичуге и в чем преимущество этого города по сравнению, например, с соседними Родниками, но вопрос этот был обсужден на общественном совете отдельно. Глава Вичуги и его заместитель встретились 13 сентября с руководителем информационно-консультационной фирмы в области ремонта и строительства Александром Носковым. Об этом также стало известно на странице общественного совета Вичуги в соцсетях.  Как результат, руководство города скоро проведет проверку имеющегося муниципального жилья и выяснит, насколько оно пригодно для медиков, как одиноких, так и с семьями. Обследуют не только само жилье, но и удобство его расположения и наличие инфраструктуры  рядом. Без итогов проверки этот аспект мы пока не в силах комментировать.

Фото Городской Общественный Совет / ВИЧУГА / ВКонтакте

Увеличение окладной части зарплаты

Проблема с окладами врачей в последний раз обозначалась буквально 16 сентября. Ивановская областная организация профсоюза работников здравоохранения обратилась к губернатору области Станиславу Воскресенскому с просьбой увеличить окладную часть в зарплатах медицинскому персоналу. В условиях нового роста заболеваемости коронавирусом, соответствующие надбавки медперсонал больше не получает, а нагрузка при этом только увеличивается. Тем более зарплаты медработникам остаются, чуть ли не самыми низкими. Необходимость обращения именно к губернатору возникла потому, что к просьбе врачей не прислушалась зампред правительства Ирина Эрмиш. Она считает, что медики и так получают довольно большую зарплату: врачи – 53,5 тысяч рублей или 202,6 процентов от средней региональной, средний персонал - 29 тысяч или 116,5 процентов. Поэтому пересмотр размера должностных окладов не планируется, денег на это все равно нет ни в ТФОМС, ни в областном бюджете.

Зарплаты

По данным Росстата, за первое полугодие 2022 года с января по июнь, средняя зарплата врача составляет 57 433 рубля. Это самый низкий показатель по Центральному Федеральному Округу. Например, в соседней Костромкой области средняя зарплата составляет 60 985 рублей, а во Владимирской – 67 746 рублей. Однако в Ивановостате нам объяснили, что доверять этим цифрам сейчас нельзя, они не показательны и сильно завышены. Поскольку статистика затрагивает летний период отпусков (у врачей они могут длиться до месяца), в расчет берутся отпускные, которые выдаются перед уходом врача на отдых.  То есть к июню прибавляется еще июль. Никакой специальной методики подсчета здесь нет. Складываются фонды оплаты труда за все месяцы и делятся на численность персонала. Но число работников также необъективно.  Оно высчитывается по количеству ставок, которых у врачей может быть и две, и три, а не по фактическому их составу в больницах.  Однако в Ивановостате нас уверили, числа эти выровняются к концу года. 

Пока они показательны только в сравнении. Так самыми низкими по ЦФО в Ивановском регионе являются и средние зарплаты младшего медперсонала – 27 398 рублей. И одну из самых низких в это полугодие зарплату получает средний медперсонал – это 30 696 рублей каждый месяц. Ниже, но не на много, только в Брянской области – 30 339 рублей.

По городам. Нельзя утверждать, что в Вичуге зарплаты медработникам самые низкие в области. Но цифры здесь выглядят невыгодно по сравнению с соседними городами. Если посмотреть вакансии на сайтах ЦРБ, то например, в Родниках педиатры, в которых Вичуга испытывает острый недостаток, не нужны. Есть вакансия на терапевта, который получает примерно столько же – это 43 111 рублей.  Фельдшер неотложной помощи, соответственно, может рассчитывать на 19 860 рублей. В Кинешме, хотя это данные 2021 года, начальная зарплата педиатра составляет 40 тысяч рублей, фельдшера и медсестры – до 20 000. Тем временем в Вичуге педиатр получит примерно 35 тысяч рублей, фельдшер и медсестра могут рассчитывать только на 16 тысяч. Разумеется, до вычета налога. 

Проблемы с зарплатами врачей в регионе нельзя отрицать. Но если проблемы эти преследуют врачей по всему региону, то к Вичуге они не имеют прямого отношения. Ведь, напомним, они уезжают не из области и не в столицу. Они уезжают именно из Вичуги.

Отработки по договорам после учебных учреждений

Отработки по договорам были также затронуты вичугским руководством на встрече с заместителем председателя Ивановской областной Думы Анатолием Буровым в августе. В прошлой статье мы упоминали о ней. Тогда вопрос с отработками после медвузов Гаспарян предложил решать следующим образом. Поскольку целевики до 2018 года не исполняют свои обязанности после окончания вузов, теперь с будущими студентами договоры заключает напрямую «Вичугская ЦРБ».

Однако напомним, что по целевым договорам вичужане могут рассчитывать только на 11 студентов, которые закончат обучение в ивановской Медакадемии неизвестно когда. А 6 из них поступили в академию в этом году и окончат ее минимум через 6 - 8 лет.

В итоге, неисполнение молодыми медиками отработок по договорам в «Вичугской ЦРБ» также можно назвать одной из причин дефицита медкадров, но одной из причин, почему врачи уезжают из Вичуги прямо сейчас, и почему их в принципе приезжает так мало – нет. Ведь уезжают как те, кто уже приобрел в Вичуге определенный опыт, так и те, к кому вичужане обращались целыми семьями на протяжении многих лет. А приезжие, в силу своего малого количества и опыта не способны компенсировать их отток.

Отсутствие интернатуры

Интернатура – давний вопрос в образовании врачей. Однако с дефицитом кадров в Вичуге это почти никак не связано. Доказывается фактами. Сильный отток врачей из «Вичугской ЦРБ» начался в 2018-х – 2022-х годах, а отменили интернатуру в 2016-ом. Об этом можно узнать, например, из статьи в сообществе «Анестезиологи» в соцсетях. Также в ней говорится, что отмена целого года адаптации врачей к больнице до сих пор критикуется в профессиональной медицинской среде. Однако в свое время такое решение позволило не только предотвратить дефицит, но даже привлечь молодых специалистов в первичное звено. О качестве работы новых сотрудников говорить не приходилось, зато они хотя бы были.

Почему уезжают врачи

За 2 часа на заседании 2 сентября руководство больницы и города так и не успело обсудить проблему полностью. И пока оно занимается вопросом привлечения в Вичугу новых медиков, местные жителям интересно, как вернуть старых. И это логично, ведь если врачи уезжают из Вичуги, зачем новым, глядя на них, приезжать? Вичугский совет собирается привлекать в город медкадры, опираясь на отчет главврача и на перечисленные им аспекты. Но почему-то никто не спросил самих уволившихся врачей, что мешает вернуться им и что сделать, чтобы они вернулись.

«Ивановские Новости» пообщались с двумя недавно уволившимися из «Вичугской ЦРБ» педиатрами. Это те самые врачи, которых Елена Смирнова – местная жительница, бывший фармацевт и инвалид, вынужденная обзванивать все ведомства и службы, чтобы она и остальные вичужане смогли получить медпомощь как терапевтов и педиатров, так и узких специалистов - как упоминалось в прошлой статье, пытается вернуть обратно в город. Для этого она даже съездила в депздрав и обсудила вопрос лично с главой департамента Светланой Москвиной. Из нашего разговора с педиатрами выяснилось, что причины их ухода не связаны с тем, о чем говорил Гаспарян. Поскольку врачи эти довольно хорошо известны вичугским семьям, своих имен они попросили не раскрывать.

Вернуться запрещает приказ главврача

«Я родилась и выросла в Вичугском районе, - рассказывает одна из педиатров, - До 2016 года жила и  работала в Иванове. Устраиваться в «Вичугскую ЦРБ» пригласил бывший главный врач Буянкин. Со мной пригласил ещё одного педиатра, тоже из Иваново. Сейчас она уже 2 года как не работает в Вичуге.

Из «Вичугской ЦРБ» ушла в этом году в родниковскую. Почему ушла? Как бы правильно сказать, не устроили новые условия труда. Был издан приказ, разработанный заместителем главврача Оргийской и подписанный Гаспаряном, о пятичасовых приемах, в последующем с уточнением, что прием в один день у одного специалиста осуществляется и утром и вечером, а на обслуживание вызовов выделялось только 2 часа. Для понимания, на 1 вызов тратиться примерно от 30 до 50 минут, это зависит от многих причин. Отсюда следует, что за это время я могу обслужить только 4 вызова. Как показывает опыт, особенно сейчас, в сезон простуд, меньше 7 вызовов не бывает. Плюс сюда же входит патронажи к новорождённым и в неблагополучные семьи.

Нас собрал зам главного врача. Мы все высказались, что данное изменение не рационально, так как основная работа педиатров получается на участке. Так же мы рассказали о том, что машина нам в выбранные часы предоставляться не может, у водителей часть времени – обед. С вопросом, когда же обслуживать остальные вызовы, нам ничего не ответили. Вдобавок с новым графиком отменяются подработки в садах и школах, а у нас почти все врачи имеют совмещение, все подрабатывают. По новому графику, это становилось невозможным, так как времени на это не выделялось. В итоге, мы всем коллективом педиатров писали в департамент здравоохранения».

Новый приказ главврача о пятичасовых приемах в «Вичугской ЦРБ» был создан в апреле этого года по причине увеличения числа посещений в поликлиниках и снижения - на дому. Вступило в силу распоряжение с 1 мая. Помимо пятичасовых приемов в поликлинике утром и вечером и двухчасовых на дому, он также предполагает увеличение записей к участковым на 8 талонов. При этом за 30 минут до окончания работы терапевты, педиатры и медсестры должны успеть разобрать документацию, накопленную за день. Но и это не все. Дважды в неделю медработники должны находить 2 часа  на приемы на дому нетранспортабельных больных диспансерной группы.

«Если вы посмотрите графики приемов на сайтах других больниц, нигде не найдёте пятичасовые приёмы в день, ни в одной ЦРБ, - продолжает уволившийся педиатр, - Зачем на самом деле руководство издало этот приказ, мы не знаем. Никогда жалоб со стороны пациентов не было, всегда работали до последнего. Если поднять журнал за январь - февраль, я принимала за один приём около 70 человек. Принимали всех, никому не отказывали.

По поводу зарплаты. Я никогда на одну ставку не работала, минимум на 1,75. Также брала ночные дежурства дважды в неделю, был еще сад и школа, поэтому получала нормально. Но когда началось такое, что из-за графика не получилось подрабатывать, конечно, на 1 ставку работать не будешь, семью не прокормишь. Но я готова вернуться в Вичугу. Только если этот указ отменят, вернуться к прежним графикам, и я снова смогу подрабатывать в садах и школах.

Я написала заявление за месяц до увольнения. Со мной никто не разговаривал, не спрашивал причину и так далее. Уговоры начались, когда я уже устроилась в Родники. Но меня не просили вернуться обратно на участок. Просили быть заведующей в детском отделении. Там с уходом заведующей и нас двух педиатров дежурить некому, поэтому работать там как заведующая невозможно. Будешь круглосуточно на работе. Поэтому ушла и предыдущая заведующая. Само собой, график там совмещения не предусматривает.

В Родниках же вся поликлиника укомплектована, в том числе узкими специалистами. 

И вот ещё, что хотелось сказать. Меня Буянкин выучил на детского кардиолога. И вот, в течение 5 лет, мне не давали работать детским кардиологом, так как больнице, якобы, нужно получать сертификат. Со слов главного экономиста «Вичугской ЦРБ», документы подавались. Со слов сотрудников академии - нет. То есть в Вичуге мог бы быть собственный детский кардиолог, и больница могла бы иметь с этого выгоду. Еще я выучилась самостоятельно на гастроэнтеролога, но так же работать по этому направлению мне не дали. Поэтому, если ситуация в Вичуге не изменится, перейду в Кинешму, в связи с предоставлением мест работы как педиатру, гастроэнтерологу и детскому кардиологу».

Уволилась «по производственной необходимости»

Если первая наша собеседница уволилась из «Вичугской ЦРБ» вовремя и без труда отказалась от должности заведующей детской поликлиники, то второй пришлось восстанавливать свои трудовые права через суд. Да, это тот самый врач, которого этим летом Гаспарян уволил из «Вичугской ЦРБ» незаконно. 17 августа о восстановлении педиатра в должности писали в «Надежде Вичужан». Однако после решения суда в пользу нашей героини, проработала она в Вичуге не долго. И вот она рассказывает «ИН», как все было.

В Вичуге этого педиатра знают давно, целых 17 лет. В мае вступил в силу приказ о пятичасовых приемах на участке, что сделало подработки невозможным. Как следствие, начали увольняться терапевты и педиатры.  По словам женщины, на тот момент в Вичуге оставалось только два детских врача. По меньшей мере, один участок пустовал совсем. А Гаспарян отсылает пострадавшую в филиал больницы, который находился для нее слишком далеко.  

В августе растет число заболеваний коронавирусом. Работать с больными совсем некому. Одного из оставшихся двух педиатров Гаспарян, не спросив, переводит на должность заведующей детским отделением, что называется «по производственной необходимости». По словам медика, ей показалось неправильным разбирать документы весь день, когда людей кто-то должен лечить. Она решила поговорить об этом с Гаспаряном. Произошел конфликт. За неподчинение приказу педиатр была выдворена из «Вичугской ЦРБ».

Уже в суде женщине объяснили, что «производственная необходимость» на самом деле называется «дефицит медкадров».

По решению суда, педиатра вернули на прежнюю должность. Но, как отмечает медик, работать под руководством, которое только что пыталось ее уволить, было странно. Гаспарян же, по словам женщины, создал условия работы для нее невыносимыми. Нереальный график в труднодоступной точке вичугского района. Кроме того, врачебная репутация женщины была подпорчена судебным делом, и пока оно не завершилось, переходить в другую ЦРБ она не могла.

Наконец, дело закрыли. Как и педиатрическое отделение, о чем мы писали в прошлой статье. Тогда педиатр и не выдержала.

«Дело вовсе не в зарплатах. Из-за зарплаты бы я не ушла. Мы получаем столько же, сколько и 13 лет назад, если не считать новых выплат или новых ставок и подработок. Мы же не уволились все разом только потому, что в один момент вдруг поняли, что зарабатываем мало. Интересно, никто и слова не сказал, чтобы оставить меня в Вичуге. Словно я не нужна здесь. Почему я ушла, никто не спросил. А коллеги и так все знали» - рассказала она.

Сейчас этот врач тоже работает в Родниковской ЦРБ. Говорит, уже давно приглашали сюда знакомые. Незнакомый город, но знакомый коллектив – лучше, чем ничего. Пока в должности главврача Гаспарян, в Вичугу она не вернется.

«Больше всего жаль, что разгоняются кадры, которые бы здесь до смерти работали. Это ведь непросто для врача – взять и сменить место работы. Ты знаешь людей, знаешь, кто кому приходится матерью, бабушкой, тетей. Ты знаешь людей в городе и знаешь город. Потому что многие из нас родились в вичугском районе, у нас тут тоже семья и  родственники» - подытожила врач.

Эти истории - не секрет. Они лежат на поверхности, как и все данные, изложенные здесь. Проблема медкадров в Вичуге – случай уникальный. Редко, когда о проблеме можно узнать все, если захотеть. Но, по непонятным причинам, эти истории до сего дня оставались не услышанными.