В Госдуме предложили разрешить получение водительских прав с 16 лет для подростков, достигших значительных успехов в учёбе, спорте или предпринимательстве.
С инициативой выступили депутаты от фракции «Новые люди» Владислав Даванков, Антон Ткачёв и Ярослав Самылин. Общественный эксперт в транспортной сфере Роман Круглов в беседе с корреспондентом СИ «Ивановские новости» высказал своё мнение по этому предложению.
— На мой взгляд, разрешать управление автомобилем с 16 лет — преждевременно. Партия «Новые люди», вероятно, ориентируется на западный опыт, например, на США, где в некоторых штатах это действительно разрешено. Однако в России, где даже среди взрослых водителей культура вождения остаётся низкой, такое решение может привести к росту аварийности.
Сегодня многие 18-летние водители в первые три года сталкиваются с ДТП из-за невнимательности, желания продемонстрировать возможности автомобиля или просто из-за недостатка опыта. Что уж говорить о 16-летних подростках?
Если речь идёт о категориях, связанных с мотоциклами или квадроциклами, то здесь, возможно, есть смысл. Сейчас многие подростки ездят на питбайках и кроссовых мотоциклах, не зная ПДД и не соблюдая правил. Если у них появится водительское удостоверение, которое можно лишиться за нарушения, это добавит ответственности.
Но управление автомобилем в 16 лет — слишком рано. В этом возрасте ещё не сформировано чувство ответственности, нет понимания, насколько серьёзным средством повышенной опасности является автомобиль. Юношеский максимализм, желание показать себя перед сверстниками — всё это может привести к печальным последствиям.
— Депутаты предлагают выдавать права не всем, а лишь тем, кто добился успехов в учёбе, спорте или бизнесе. Это меняет ситуацию?
— Нет. Успехи в учёбе или предпринимательстве никак не связаны с навыками вождения и не гарантируют ответственности на дороге. Талантливый ученик или юный бизнесмен может отлично вести себя в школе, но это не значит, что он справится со сложной ситуацией за рулём.
Если бы речь шла о спортсменах, занимающихся авто- или мотоспортом, можно было бы рассмотреть этот вопрос. Но и здесь нужны дополнительные условия. Кстати, сейчас сдать на права можно и до 18 лет, но водительское удостоверение выдаётся только по достижении совершеннолетия.
— Почему в России установлен именно 18-летний возраст для получения прав?
— Это исторически обусловлено. В СССР права на управление легковыми и грузовыми автомобилями выдавали с 18 лет, в том числе из-за военной необходимости: армии требовались водители, и молодые люди часто обучались по направлению военкоматов.
Нынешняя инициатива, на мой взгляд, больше похожа на популизм. Расчёт на то, что молодёжь услышит об этом предложении и поддержит его авторов. Но я сомневаюсь, что эту идею одобрят МВД, Госдума, Совет Федерации или президент.
Для изменения ПДД нужно пройти множество этапов: согласование с профильными ведомствами, чтения в комитетах, голосование в Госдуме и Совете Федерации, подписание президентом. Думаю, эту инициативу отклонят ещё на стадии обсуждения в МВД.