Депутаты Ивановской областной думы сегодня, 26 июня, на очередном заседании обсудили бюджетные вопросы – законопроект о внесении изменений в закон о бюджете 2025 года и планового периода 2026 и 2027 годов, а также об исполнении областного бюджета за 2024 год. Директору депфинансов Любови Яковлевой и председателю комитета по бюджету Ирине Сидориной пришлось активно отбиваться от поступающих в их адрес вопросов и высказываний. На месте событий был и корреспондент СИ «Ивановские новости».

Стало известно, доходы области в 2024 году составили 79,2 млрд рублей, расходы – 74,2 млрд, то есть его можно считать профицитным. В сравнении с 2023 годом расходы выросли на 4,7 млрд рублей.
Госдолг области составил 12,5 млрд рублей – за минувший год он снизился на 654 млн рублей. Размер резервного фонда регионального правительства на 2024 год был утвержден в сумме 2,4 млрд. В основном, средства из него выделялись на расходы, связанные со спецоперацией.
Приведенные данные обсуждались на заседании всех комитетов вчера, 25 июня. Сегодня же решили ограничиться простой формой «вопрос-ответ».
Первым «в бой» пошел депутат Павел Смирнов. И сразу не промахнулся, уточнив у Яковлевой, куда делись 5 млрд рублей неосвоенных средств.
«Часть их явилась источником покрытия этих расходов, которые дополнительно вносились в марте 2025 года. На часть средств, которые были не использованы, были заключены контракты, на срок оплаты по которым был в 2024 году. Они были внесены в закон о бюджете на 2025 год без внесения изменений в закон о бюджете. Ни одной копейки никуда не пропало. Все учтено и все расходуется в рамках бюджетного законодательства», - отрапортовала Любовь Яковлева.
До отчета главы контрольно-счетной палаты Ивановской области у депутатов вопросов больше не возникало. Но как только Ирина Мельникова произнесла триггерное «22 полностью неисполненных целевых статей», нардепы встрепенулись. О чём речь?
«Основой для проведения внешней проверки стали результаты проверки годовой бюджетной отчётности 41-го главного администратора средств областного бюджета, в ходе которой не установлено фактов неполноты и недостоверности указанной бюджетной отчётности.
В целом, по итогу года только три главных администратора доходов областного бюджета выполнили утверждённые прогнозные показатели в запланированном объёме. 13 главных администраторов доходов областного бюджета из 40 не выполнили план по доходам, а 24 главных администратора перевыполнили плановое назначение.
Планируемая законом о бюджете расходная часть в течение 2024 года была увеличена на 5,4 млрд рублей или 0,7% пункта. В результате были изменены бюджетные назначения по всем 34 главным распорядителям. В целом, расходы областного бюджета не были исполнены в полном объеме в 5,8 млрд рублей или 7,3% пунктов утвержденных бюджетных ассигнований остались неосвоенными», - отмечает в отчете Мельникова.
В сравнении с 2023 годом количество главных распорядителей (департаментов и комитетов), вообще не освоивших бюджет по целевым статьям, увеличилось на четыре (с семи до одиннадцати). Кроме того, увеличилось и количество полностью неисполненных целевых статей расходов с 13 до 22.
В прошлом году из бюджета области финансировалось исполнение 19 госпараграмм на 75,7 млрд рублей (рост по сравнению с 2023 годом 10%). Средства были освоены на 92,5%, отмечалось в отчете начальника КСП.
В результате же Мельникова утвердила, показатели исполнения доходов, расходов, поступлений и выплат источников финансирования, дефицит областного бюджета, не имеют отклонения от соответствующих показателей, отражённых в годовом отчёте об исполнении областного бюджета.
Член комитета по бюджету Ивоблдумы Дмитрий Ключарев решил воззвать депутатов к размышлениям относительно «просадок» в исполнении бюджета.
«Пришло время подвести итоги исполнению этого бюджета. И, как следует из доклада, качество вызывает серьёзную озабоченность и требует существенного улучшения. Факт возврата в бюджет 5,8 миллиардов рублей главными распорядителями средств – это не просто цифра, а тревожный сигнал о системных сбоях. Из доклада следует, что государственные проекты буксуют, деньги оседают, а эффект для людей так и не наступает. Для того, кто вообще интересуется состоянием бюджета соседних областей, мы сделали выдержки, подборки. Например, за 2024 год в Костромской области оставалось всего 2,3 миллиарда. Во Владимирской области 1,4 миллиарда.
У нас 5,8 млрд, в 2023 году 2 миллиарда. С этим нужно что-то делать. Причина неосвоения средств многогранна, но ключевая проблема, на мой взгляд, лежит глубже. Существующая система зачастую предоставляет доступ к бюджетным средствам быстрее, чем формулирует реальную ответственность за их результативное использование», - отмечает Ключарев.
Самым ярким примером «недостатка системы» депутат назвал программу переселения людей из аварийного жилья. По его словам, региональные показатели в этой сфере вызывают недоумения, несмотря на то, что федеральные механизмы поддержки уже давно выработаны.
«Коллеги, ситуация требует не только констатации фактов, но и конкретных мер по повышению персональной ответственности. В качестве позитивного примера можно рассмотреть практику Саратовской области. Это решение о сокращении на 5% премий членам правительства и главным распределителям бюджетных средств, не обеспечивших освоение выделенных ресурсов. В этой части я бы предложил и членам комитета по бюджету тоже какую-то нагрузку понести, потому что вообще бюджет – это коллективный документ. И, наверное, было бы целесообразно тоже нести субсидиарную ответственность вместе с членами правительства. Такое решение в Ивановской области смогло бы стать стимулом для улучшения результативности управления.
Те руководители, которые не смогут адаптироваться к новым, более высокого уровня, требованиям, должны понимать, что рискуют своими постами», - завершает высказывание Ключарев.
Ирина Сидорина решила отметить, что 22 пункта неосвоенных средств действительно существуют, однако 16 из них вернулись в бюджет в этом году. Председатель комитета опровергает молву о том, что средства пропали. Они просто перешли на 2025 год, по словам Сидориной.
Марина Дмитриева в ответ на предложение Ключарева ввести новую практику со снижением премий распорядителей бюджета, которые не смогли освоить средства, предложила идти про каждой несвоенной статье подробно, выясняя причины «отставания», а также опираться на практику департаментов, где деньги используются практически в полном объеме. На этом и сошлись.
Решила высказаться и депутат Светлана Виноградова. Она попросила думу обратить внимание на средства, выделенные в помощь бойцам СВО, в частности, связанные с БПЛА и иной техникой. Виноградова также инициировала проведение правительственного часа, посвященного именно оборонной тематике.
В заключении высказываний депутатов Анжелика Гатаулина отметила, что средства, выделенные для депутатов на различные муниципалитеты, распределены неравномерно. Наибольшее количество субсидий выделено на исполнение наказов избирателей в Иванове и Кинешме, в то время как в других муниципальных образованиях зачастую средств на эти цели не хватает.
В результате депутаты облдумы сошлись на том, чтобы принять закон об исполнении бюджета Ивановского региона за 2024 год. Приняли единогласно.