По данным исследования ВТБ, поколение Y (1981-1996 гг. рождения) лидирует среди самозанятых в России, составляя почти половину (48%) от общего числа. Анализ поколенческого состава клиентов был представлен банком накануне Петербургского международного экономического форума.
Миллениалы, выросшие в эпоху цифровых технологий, привносят в сферу самозанятости ценности свободы и гибкости. Благодаря онлайн-инструментам они успешно ведут дела дистанционно. За миллениалами следуют более опытные представители поколения X (1965-1980 гг.) с долей в 29%. Поколение Z (1997-2010 гг.), стремящееся к балансу между работой и личной жизнью, составляет 16% самозанятых, а доля бэби-бумеров (1946-1964 гг.) – всего 5%.
Примечательно, что среди самозанятых встречаются и представители «молчаливого поколения», а в 2025 году к ним начали присоединяться и самые юные представители поколения Alpha (2011-2024 гг.), ведь оформить самозанятость в России теперь можно с 14 лет.
Согласно исследованию, самозанятость чаще выбирают мужчины (60%). Этот тренд особенно выражен среди зумеров, где парни составляют 64% от числа самозанятых. Среди миллениалов и поколения X соотношение более равномерное (около 60% мужчин и 40% женщин). Среди бэби-бумеров разрыв меньше (56% мужчин), что объясняется стремлением женщин после выхода на пенсию к дополнительному заработку и самореализации.