Вопрос о бюджете поднимался вчера, 14 ноября, не только на заседании Областной Думы, но и на заседании коллегии при администрации города Иванова. На месте событий был и корреспондент «Ивановских новостей».
Основной вопрос, озвученный в одном из главных зданий областного центра, – исполнение бюджета города Иванова за 2024 год, а также формирование бюджета на 2025–2027 годы.
Для обсуждения этих тем собрались заместители мэра, руководители структурных подразделений, представители депутатского корпуса и КСП города Иванова. Проводилось заседание коллегии под руководством Александра Шаботинского.
Мэр города открыл заседание словами о том, что бюджет города на данный момент сформирован без дефицита.
«Если долговая нагрузка на бюджет будет сокращаться дальше, как мы и планируем, то, если взять сегодняшний процент долговой нагрузки – 43%, на 2025 год мы планируем 38,8%, на 2026 – 37,1%, а на 2027 – 35,4%», - отметил Александр Шаботинский.
Он также обозначил, что в проекте городского бюджета запланированы средства на поддержку муниципального транспорта, на социальную поддержку жителей по снижению нагрузки по оплате отопления, а также на выплату взносов на капремонт общего имущества домов и расселение жителей аварийных домов.
Мэр сообщил, что планируется разделение Комитета по молодёжной политике и спорту на два разных ведомства, имеющих разные полномочия.
В начале заседания с докладом о проекте бюджета города выступил начальник финансово-казначейского управления администрации города Александр Еремеев.
Так, бюджет города Иванова на 2024 год изначально был представлен с доходами в 11,5 миллиардов рублей, где налоговые и неналоговые доходы составляли 4,3 млрд, а безвозмездные поступления из иных бюджетов – 7,2 млрд рублей. Расходы бюджета составляли 11,7 миллиарда рублей.
Дефицит бюджета с учётом остатков средств в размере 130 млн составил 280 миллионов рублей.
Объём муниципального долга был запланирован в размере 2,2 миллиардов рублей. В результате исполнения бюджета на конец этого года его планируется снизить до 1,98 млрд рублей.
По итогам этого года доходная часть бюджета увеличилась на 1 млрд рублей – 297,2 млн составляют налоговые и неналоговые доходы.
Александр Еремеев также обозначил вопросы по исполнению бюджета.
Одним из главных замечаний стало то, что ежегодно увеличиваются расходы на оплату исполнительных обязательств – речь идёт о представительстве в судах по вопросам ремонтов дорог, благоустройства города.
Низкие показатели использования бюджетных средств на данный момент имеются по компенсационным расходам управления капитального строительства (36% исполнения), по расходам управления благоустройства и организации функционирования автомобильных дорог (38%), благоустройству территории общего пользования (34%), по расходам управления ЖКХ, капремонту муниципального жилищного фонда (21%). Кроме того, по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» у управления капстроительства исполнение бюджета составляет 33%, у управления благоустройством – 30,5%.
Отдельной проблемой является реализация проектно-сметной документации.
«Мы столкнулись с проблемой, что проектная документация выполнена, она проходит экспертизу, потом мы начинаем разбираться – либо цена завышена, либо она уже не подходит к реализации. Поэтому, по нашему мнению, нужно изменить подход к подбору объектов проектирования с учетом дальнейших перспектив к реализации, то есть усилить контроль заказчиком за разработкой ПСД», - пояснил Еремеев.
Напомним, с такой проблемой мэрия столкнулась во время прокурорской проверки исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок о дорожной деятельности. Тогда прокуратура нашла нарушения в документах на реконструкцию «кольца» у автовокзала.
Также на заседании коллегии при Администрации города Иванова обсуждался вопрос о проекте бюджета города Иванова на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
Всё тот же докладчик озвучил данные на следующий год. Доходная и расходная части бюджета на 2025 год предусмотрены в объеме 12,7 млрд рублей, дефицит также не предусматривается. Муниципальный долг также планируется по конечному показателю 2024 года – на 1,98 миллиарда рублей.
Планируется также ежегодный рост налоговых поступлений в бюджет - В 2025 году на 11,3% к ожидаемому исполнению текущего года. Наиболее значимым налоговым источником бюджета города в 2025-2027 годах будет оставаться налог на доходы физических лиц, его доля в общем объеме налоговых доходов составит более 70%.
В проекте бюджета на 2025-2027 годы, по словам Еремеева, учтены расходы на индексацию заработной платы работников муниципальных учреждений и социальные выплаты населению.
Мэр города после выступления начальника финансово-казначейского управления обозначил главную проблему при исполнении и планировании бюджета:
«Основная проблема в том, что есть обязательства, которые в большинстве случаев не подкреплены финансами. И получается, что надо что-то делать, а это не делается, по причине того, что не хватает денег, никто не работает с подрядчиком или занижают реальную сметную стоимость, и в конце года денежные средства не реализовываются и возвращаются опять в бюджет…Поэтому формирование бюджета должно состоять из основных принципов необходимости выполнения мероприятий и полного обеспечения необходимых мероприятий финансами».
Михаил Лебедев, начальник управления капитального строительства администрации Иванова, также не остался в стороне. Он представил свой доклад об исполнении бюджета в этом году.
Так, по двум нацпроектам «Безопасные и качественные дороги» и «Жильё и городская среда» общий объём финансирования составляет, по его словам, 958 миллионов рублей, где из федерального бюджета выделено 614 млн, из областного бюджета – 308 млн, а из городского – 36 млн рублей. Всего из этих средств освоено 358 миллионов рублей, что соответствует 37,5% от общей суммы всех средств на эти цели.
Что касается каждого объекта по проектам в отдельности. Средства по строительству дороги по улице Набережной в размере 41 миллиона освоены в полном объёме. По второму этапу реконструкции улицы Лежневской сумма освоенных средств составила 12 миллионов рублей, хотя в проекте указана иная сумма – 105 млн. Этот объект введён в эксплуатацию, а экономия по нему составила, соответственно, 93 миллиона рублей. Третий же этап рассчитан на 151 миллион рублей, однако работы по нему приостановлены в связи с доработкой документации.
О городской среде. На строительство дороги, ограниченной Товарной, Рыбинской улицами, Складским переулком и набережной реки Уводь, выделено 276 миллионов рублей, освоено же 116 млн. Готовность автомобильной дороги составляет на данный момент 68%. Низкий уровень исполнения строительства, по словам Лебедева, связано с «медленным темпом производства работ со стороны подрядной организации». Чтобы ускорить эти темпы, «проводятся ежедневные совещания в том числе под руководством замглавы города Иванова и зампреда правительства Ивановской области».
В результате глава Городской Думы предложил провести совещание с экспертами, прокуратурой и исполнителями контрактов, чтобы урегулировать все соглашения, подписанные на 2024 и 2025 года.
Предложение поддержал и глава города, дополнив список должностных лиц, которые обязательно должны присутствовать на совещании, представителями департамента строительства и госэкспертизы, а также приглашением замгубернатора.
В результате и проект бюджета будет дорабатываться с учетом проведения публичных слушаний по проекту, которые назначены на 29 ноября этого года, по результатам рассмотрения проекта на комитетах Гордумы, дополнительно проводимой работы администрации Иванова.
Выходит, на данный момент бюджет области признан дефицитным и планируется таким, а бюджет города планируется уравнять.