Завершилось судебное разбирательство по громкому «делу врачей» в отношении бывших руководителей Ивановского департамента здравоохранения Артура Фокина и Алексея Буянкина, а с ними предпринимателя, директора компании – поставщика «Медрус» Юрия Ельчанинова. «Ивановские Новости» присутствовали на последних заседаниях.
Напомним, что «дело врачей» связано с крупным хищением более 10 миллионов рублей. Хищения связаны с закупками на поставку медицинского оборудования, а именно концентраторов кислорода. По мнению стороны обвинения, вместо того, чтобы провести нормальный мониторинг рынка и получить наиболее выгодное в условиях пандемии коронавируса предложение, руководство и сотрудники депздрава прорабатывали схему поставки концентраторов кислорода лишь через одного поставщика — «Медрус» Юрия Ельчанинова. И как ранее утверждали независимые поставщики концентраторов, в то непростое время купить концентраторы можно было в разы дешевле.
Как стало известно недавно, всем трем фигурантам прокуратура изменила и смягчила обвинение: с 6 лет реального лишения свободы срок сократили до 4,5 лет и два года не допускать Фокина и Буянкина к госслужбе. Нанесенный ущерб также был уменьшен, с 10 млн рублей до 8 млн, а теперь и до 776 тысяч. В итоге, обвинение было переквалифицировано, с мошенничества с особо крупным материальным ущербом стало просто с крупным.
На последних же заседаниях по делу выступала сторона защиты, настаивающая исключительно на полном оправдании. На защиту трех подсудимых встали сразу пять адвокатов. Все они утверждали примерно одно и то же, апеллируя, прежде всего, к хронологии событий, в частности 2020 года, когда и были закуплены концентраторы. Также не забывали напоминать, что ситуация, в которой действовали фигуранты, была патовой или, как говорил сам Артур Фокин «Я и в шапке дурак, я и без шапки дурак». Трактуется цитата примерно следующим образом: с одной стороны 159 и 160 статьи УК РФ, по которой он проходит сейчас, с другой — 124-ая — неоказание медпомощи.
Защита проводила свои подсчеты, называя экспертные ошибкой, ведь когда обвинение было изменено, из пяти рассматриваемых контрактов на закупку концентраторов оставили только два. Таким образом, отклонение составляет 7%, то есть цена рыночная и обоснованная. А значит и с вменяемой ныне суммой в 776 тысяч согласиться никак нельзя. Все защитники прямо называли следствие позором, доказательства его «фантазиями», а обвинение «надуманным, необоснованным и просто циничным».
Не будем перечислять все доводы и аргументы, только на доказательства невиновности Ельчанинова ушло 52 страницы. Ивановский адвокат Юрий Премилов, который сейчас, кстати, защищает и бывшего зампредседателя правительства Ирину Эрмиш, довольно четко резюмировал все ранее высказанное до него.
Как и все до него Премилов напомнил об условиях, в которых работали больницы во время пандемии коронавируса. Если коротко, к такому не был готов никто. Летом 2020 года заболеваемость COVID несколько снизилась и была надежда, что скоро все закончится, но этого не произошло. Октябрь 2020 года — новая волна заболеваемости. Тогда-то концентраторов кислорода и стало катастрофически не хватать. Выживет больной или нет, зависело от того, успеют ли в больницу привезти концентратор, и иногда все решали считанные минуты. Цены на концентраторы пошли вверх, фиксированной цены на них не было, а некоторые компании просто не могли поставить оборудование в срок.
Смог Ельчанинов. По словам адвоката, он поставил товар до заключения контрактов, без предоплаты, иными словами, поставил, не зная, какую сумму за это получит, но зная, что у департамента здравоохранения еще нет денег в наличии, чтобы оплатить товар. Как Ельчанинов стал единственным поставщиком? В октябре 2020-го поиском поставщиков концентраторов занимались все — не только депздрав, но и главные врачи всех больниц региона. Ельчанинова нашел Буянкин, однако рынок не анализировал — это не его обязанности, как и вообще поиск концентраторов и определение цен на них.
Премилов также привел Приказ Минздрава №450н от 15 мая 2020 года. Приказ был издан специально для того, чтобы медорганизации могли закупать товар у единственного поставщика, и этот приказ, по словам Премилова, рушит окончательно все обвинение.
А еще защита приводит цифру 4 000. Именно столько пациентов спасли те самые закупленные у Ельчанинова концентраторы. Юрий Премилов ущерб в 776 тысяч, вменяемых обвиняемым, делит на 4 000 жизней и приходит к выводу, что одна человеческая жизнь стоила в ковид всего 194 рубля. Он, правда, похоже забыл, что речь уже не о всех пяти контрактах, а только о двух.
«Обмануты были лица — профессионалы, должностные лица, занимающиеся определением цены лицами — непрофессионалами в этой области, хотя и руководителям. Как так?.. Была обычная производственная деятельность в необычных производственных условиях» — констатирует Премилов. По его мнению, после всего, что произошло, ни Фокин, ни Буянкин на государственные должности не вернутся, не захотят, они будут врачами, коих сейчас в регионе не хватает. К тому же у них «семьядети», вот почему реальный срок заключения никогда не был обоснован.
Судья удалился в совещательную комнату. Точка в громком «деле врачей» будет поставлена лишь 10 сентября.