Представители отрасли, профильные министерства и ведомства, региональные власти и эксперты выступили против попытки монополизации рынка цифровой рекламы.

Госдума отклонила принятый ранее в первом чтении законопроект, предусматривающий создание единого оператора цифровой наружной рекламы. В необходимости отклонить данный законопроект были единогласны все фракции. Соответствующее решение было принято на заседании Совета Думы накануне, сообщил в ходе пленарного заседания председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Законопроект №160605-8 О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" был внесен в Госдуму в конце весенней сессии - 8 июля. И уже спустя неделю был принят в первом чтении, не смотря на то, что все четыре оппозиционные фракции парламента были против. Чуть позже законопроект раскритиковали власти регионов и муниципалитеты, большая часть заинтересованных министерств и ведомств.

Согласно законопроект, выбранному по произвольным критериям «единому оператору цифровых рекламных конструкций и объявлений» предоставлялись значительные преференции по отношению к существующим игрокам на рынке. Он, в частности, получал полномочия по разработке программного обеспечения, которое стало бы обязательным для всех операторов наружной рекламы, мог бы заключать договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и транспорте, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Кроме того, единый оператор, получал бы рекламные объекты на срок 30 и более лет без торгов и без разрешений на установку и соблюдения отраслевых техстандартов.

Обосновывалось появление «единого оператора» практически единственной причиной -  обеспечением «национальной безопасности». Это вызвало вопросы, так как распределенная система, состоящая из большого количества акторов, менее уязвима, чем централизованная.

В Законопроекте эксперты увидели противоречия Конституции РФ, которая не допускает монополизацию экономической деятельности. Так как действующие участники рынка рекламы попали бы в прямую зависимость от «единого оператора» и оказались бы на неравных условиях. Законопроект также не соответствовал действующему вектору работы исполнительной власти, а именно стремлению устранить административную нагрузку на бизнес.

Попытка монополизации рекламного рынка встретила мощное сопротивление. Против монополизации рынка рекламы выступили бизнес-ассоциации: Опора, Деловая Россия, РСПП и Союз операторов наружной рекламы. Последний в свою очередь смог объединится  перед угрозой и разработал эффективный механизм защиты своих интересов. Качественную оценку регулирующего воздействия сделали экономисты МГУ и РАНХиГС. Большой резонанс вызвал доклад коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», подробно описавший суть лоббистских поправок, и их негативные воздействия на инвестиции. Многие депутаты Госдумы изначально выступали против монополизации. Среди них - лидеры оппозиционных фракций Алексей Нечаев, Сергей Миронов, Леонид Слуцкий, Геннадий Зюганов, вице-спикер Владислав Даванков, руководители и зампреды комитетов Валерий Гартунг, Дмитрий Гусев, Станислав Наумов, Сардана Авксентьева, Николай Арефьев, Мария Дробот, Вячеслав Макаров, Антон Ткачев, Владимир Плякин, Денис Парфенов, Николай Будуев, Михаил Романов, Сергей Боярский. Более 60 негативных отзывов направили регионы РФ, среди которых и Ивановская область. Их позицию поддержал и глава профильного комитета Совета Федерации Андрей Кутепов. Важно, что в итоге законопроект был рекомендован к отклонению по инициативе спикера парламента Вячеслава Володина, который еще в начале рассмотрения летом обещал учесть интересы всех сторон. В целом, «Единой России» удалось выстроить конструктивный диалог с другими фракциями.

По мнению главы холдинга «Минченко консалтинг» Евгения Минченко, руководство Госдумы показало, что у парламента есть субъектность, фракция парламентского большинства, несмотря на своё доминирование, готова прислушиваться к разумным доводам со стороны оппозиции и участников рынка, а голос регионов имеет значение и вес на федеральном уровне.

В целом, отклонив законопроект, законодательная власть показала, что сохранение конкурентной среды в российской экономике является одним из приоритетов в настоящее время.