Проблема нехватки лекарственных препаратов для льготников Ивановской области не теряет своей актуальности. В последнее время по поводу льготного обеспечения лекарствами было несколько важных новостей. Сначала директор регионального депздрава Антон Арсеньев объяснил отсутствие лекарств желанием жителей делать запасы медикаментов.
Вскоре прокуратура после проверки возбудила уголовное дело по статье “Халатность”, формулировка - “в связи с необеспечением населения льготными лекарственными средствами”. Объем финансирования в этом направлении увеличился до 2,2 млрд рублей. По данным прокуратуры, этих средств достаточно для проведения конкурентных закупок и обеспечения необходимым запасом лекарственных средств регионального склада. Однако депздрав на протяжении последних месяцев - с ноября 2024 года по февраль 2025 года - жизненно важные лекарства для ивановцев в достаточном количестве не закупал, а заключения врачебных комиссий фактически игнорировались. Больные сахарным диабетом, бронхолегочными и онкологическими заболеваниями столкнулись с дефицитом отдельных препаратов - их нехватка отмечалась на региональном складе.
На тему льготного обеспечения лекарствами жителей нашего региона корреспондент СИ “Ивановские новости” побеседовал с бывшим заместителем губернатора Ивановской области, историком Андреем Кабановым.
Он сразу признался, что ему будет сложно судить об этом с холодной головой, потому что сам является пользователем этой льготы.
-Андрей Юрьевич, что думаете по этому поводу? Как известно, для инвалидов обеспечение льготными лекарствами - это вообще вопрос жизни и смерти.
-Безусловно, потому что эти препараты в большинстве своем достаточно дорогостоящие. Я имею в виду сейчас, конечно, прежде всего препараты для лечения сахарного диабета, это мне наиболее близко. Я не говорю об онкологических, кардиологических лекарствах. Речь идет о препаратах постоянного приёма, и это не только таблетки, это, допустим, инсулин и различные другие вещи. Вот что по этому поводу хочется сказать. Если брать ситуацию последних лет, то с каждым годом проблем становятся все больше, как правило, в конце года и в начале следующего лекарств нет. Причем, если раньше эти проблемы начинались за неделю до нового года, потом за 2 недели, потом за месяц, то тут они начались уже в 4 квартале, и в 1 квартале они не решаются. Нельзя сказать, что совсем никаких препаратов нет. Вот, тьфу-тьфу-тьфу, по крайней мере, у меня более-менее ситуация нормальная. То есть тот инсулин, который мне выдают, я его получаю, но я знаю, что, допустим, инсулина короткого действия часто не бывает. Слава Богу, что мне он не прописан. Что касается, например, передовых таблеток типа Джардинса, Суглата, Форсиги, то с ними, да, ситуация очень и очень сложная, хотя без них современное лечение диабета, вообще немыслимо. Как бы впервые в этом году вдруг возникли проблемы с Метформином. То есть этот препарат выпускается как бы в нашей стране и как вообще могли возникнуть эти проблемы, совершенно непонятно.
-Что можете сказать по поводу заявления господина Арсеньева?
-Оно, конечно, по сути, и по форме своей для меня, как инвалида, просто возмутительно. То есть инвалид - это человек с ограниченными возможностями. Для него, например, ходить и записываться по поликлиникам - это довольно-таки тяжёлая история. И действительно, врачи, если не требуется корректировка, лечение, то есть выписывали рецепты на 2 месяца, чтобы не каждый месяц инвалид приходил, a 1 раз в 2 месяца. В этом плане поликлиники все сделали правильно. И я уверен, что это все было согласовано с департаментом здравоохранение. Вот когда мне говорят, что там какая-то своя политика в больницах или поликлиниках, мне, как бывшему чиновнику, это глубоко смешно. Такого не может быть, потому что не может быть никогда. Заявление о том, что врачи выписывают, люди делают запасы, это абсолютная глупость. Все это заводится в единую компьютерную систему, и любой специалист в поликлинике, любой врач, любая медсестра, любой фельдшер, любой специалист в департаменте, кто этим занимается, они видят, значит, и в аптеке тоже, то есть сколько выдано лекарств. То есть все выдаётся исключительно в рамках рецепта. Меньше могут выдать. Например, человек пришёл в аптеку, ему на 2 месяца выписали. Говорят, вот последняя упаковка на 2 недели, будете брать? Как правило, льготник соглашается с этим, чтобы хотя бы на 2 недели себя обеспечить. В этом случае в рецепте делается отметка и в базу заносится, что вот, выписано 4 упаковки, а выдана только одна. То есть это вообще очень странное заявление. Я допускаю, что в связи с изменениями, может быть, каких-то цен на препараты, возможно, закупка была произведена в чуть меньших размерах, но я думаю, что проблема не в этом. Проблема все-таки заключается в планировании. И проблема в том, что департамент здравоохранения вовремя не провёл процедуру. Либо они сорвались, либо не были найдены поставщики. Перекладывать происходящее на поликлиники, на главных врачей или на лечащих врачей, на мой взгляд, это, как минимум, несправедливо. Потому что от них мало что зависит только участие какое-то в планировании. Всеми закупками занимается департамент здравоохранения. Это все равно, что переложить ответственность на аптеки, что они, например, не делают заказы. А что заказывать, если на складах нет?
-Прокуратура сказала, что департамент здравоохранения закупал жизненно важные препараты в недостаточном количестве, а выделяемого финансирования достаточно для проведения конкурентных закупок и обеспечения необходимым запасом лекарственных средств регионального склада.
-Мне сложно это оценивать. Я же не знаю методику оценки достаточности средств. Вероятно, были затянуты процедуры. Единственное, что может изменять департамент, допустим, они объявили конкурс, но никто на него не подал заявок. Такая ситуация может быть при нынешней контрактной системе, но об этом ничего руководитель департамента здравоохранения не говорил. Речь шла вообще о другом. Для меня это совершенно очевидно, что это ошибка в планировании.
-Такая проблема есть не только в нашей области?
-Она не только у нас, но и в других городах, где-то она более острая даже. Её тоже надо разделять на 2 составляющие. Есть так называемые федеральные льготники, где наш департамент выступает только оператором. Здесь полномочия департамента как бы ограничены размерами доведенных федеральных средств. А есть региональные льготники, например, больной сахарным диабетом. Если он инвалид, он и федеральный льготник, и региональный. Если он просто больной сахарным диабетом, он региональный льготник. Есть больные с тяжёлыми формами гипертонии. Ну, ещё целый список заболеваний. То есть, их обеспечивает область.
То есть, если здесь нет лекарства, это уже чистая, ответственность департамента и правительства Ивановской области в целом. Потому что прогнозирование и выделение финансов, проведение закупок - это все ответственность исключительно региона. Те препараты, которые я перечислил, их нет ни по региональной льготе, ни по федеральной.
Я понял бы, если бы директор департамента сказал, что на рынке наблюдается дефицит лекарств, мы делаем все возможное, пока не можем найти, но этого сказано не было. То есть вот это могла быть объективная причина, потому что все 3 вида этих препаратов производятся за рубежом практически. Тут могут быть технические какие-то моменты, логистика, доставка, расчёты, санкции, ещё чего-то, но об этом ничего сказано не было. А вот эти обвинения, что граждане собираются какие-то запасы делать, это в общем-то не совсем верно. Можно вернуть практику выписки рецептов на месяц, но это ровным счётом ничего не даст, только создаст дополнительные проблемы врачам, которым придётся, которые и так уже на грани здравого смысла работают. Потому что на приём им уже отводится там что-о около 15 минут. Представляете, что будет, если все льготники каждый месяц будут через них проходить? Когда будут принимать других пациентов, льготный рецепт без подписи лечащего врача как бы не является юридическим документом. В данной ситуации, на мой скромный взгляд, то, о чем мы с вами говорим, - со стороны департамента здравоохранения это перекладывание с больной головы на здоровую. Проблема эта серьезная и носит системный характер. Она возникла не сегодня, не вчера и не позавчера и даже не в прошлом году. Мои наблюдения такие - она на сегодняшний день только ухудшается.