В Ивановской области в скором времени произойдёт повышение тарифов на перевозки пассажиров в общественном транспорте. Напомним, на днях появилось постановление департамента энергетики и тарифов Ивановской области, в котором установили максимальный предельный тариф на перевозки и провоз багажа наземным электрическим транспортом.
Что думает по поводу повышения тарифов на перевозки пассажиров общественным транспортом депутат Ивановской городской думы Леонид Денисов узнал корреспондент «Ивановских новостей».
—Леонид Александрович, хотелось бы побеседовать с вами по поводу повышения тарифов на пассажирские перевозки общественным транспортом в 2025 году в Ивановской области. Вам что-то известно об этом?
—Я знаю, что повышение будет. Оно будет достаточно значительным, поскольку, я так подозреваю, те лица, которые занимаются организацией пассажирских перевозок общественным транспортом, не в состоянии решить вопрос с тем, чтобы не поднимать тарифы. То есть они считают, что дыры в бюджете можно затыкать только деньгами граждан, не пытаясь при этом обсуждать, искать какие-то пути решения. По крайней мере, я депутат думы, со мной никто ничего не обсуждает. Тарифы поднимаются, при чём поднимаются значительно. Вы видели, что я резко выступал против подъема тарифов в Ивановской области на 15 – 18% – это вообще ни в какие ворота не лезет. У нас лидер партии Миронов выступает, говорит, что тарифы должны быть заморожены, Глазьев выступает – тарифы должны быть заморожены. У нас Ивановская область – один из самых нищих регионов в ЦФО. У нас дуют цены, дуют тарифы. В то же время, хотят, чтобы в Ивановской области оставалось больше народа, чтобы собираемость налогов увеличилась. То есть делают, по сути, взаимоисключающие вещи. Не создают условия для нормальной жизни, а наоборот, с каждый годом ухудшают и ухудшают эти условия. Нам с вами сложно представить, что такое жить на копейки. Я взял статистику и посмотрел. Ивановская область вообще одна из самых нищих областей и по зарплатам, и по доходам на душу населения. Что делает правительство, чтобы улучшить ситуацию? В постановлении правительства Ивановской области принимается программа по сокращению числа нищих. Меня поразило то, что по состоянию на начало 2023 года в органах социальной защиты населения состоит получателями социальной поддержки 148 137 человек. Это программа правительства. То есть под 20% жителей региона не могут прожить на свои доходы – это катастрофа для области. А когда мы отбираем у людей деньги повышением тарифа – это еще сильнее ухудшает положение. Завтра здесь будет не 148 тысяч, а 200 тысяч человек, потому что зарплаты растут не такими быстрыми темпами, как растут платежи по ЖКХ.
— Почему это создаёт такой резонанс в обществе? Тарифы же повышаются из года в год.
—Меня повышение тарифов возмущает, в первую очередь, потому что это делают частные структуры. И ладно бы транспортная система, ответственные предприятия областного центра и региона в целом, развивались, а они из года в год всё хуже и хуже. Я подчеркиваю, это всё юридические лица, которые созданы в том числе и для извлечения прибыли. Если предприятия из года в год ухудшают свои показатели – меняйте персонал, меняйте директора, меняйте руководителей, пусть находят пути – они для этого и поставлены. Однако это не происходит. То есть всех, получается, всё устраивает. Я могу чётко заявить, что в Ивановской области население не слушают и не слышат. На собрание с губернатором берут специально отобранных товарищей. Это как раз не ведет к тому, чтобы губернатор услышал мнение народа. Это ведет к его пиару – выступил, все похлопали, но никто болезненных вопросов ему не задал. Если вам постоянно не задают вопросы, касающиеся больных тем, для вас в жизни всё хорошо. У нас губернатор не Господь Бог, и он не может знать всех вопросов. Позор как принимали указ губернатора о тарифах. Нам его дали только вечером перед заседанием думы. Никто его не изучил, никто его с депутатами не обсудил, никто не просчитывал, можно ли по-другому сделать или нет. То есть губернатор с кем-то там, я думаю, что с директором департамента тарифов Моревой, решили вдвоём поднять тарифы. Губернатор высказал идею, Морева поддержала. Нигде и ни с кем этот проект не обсуждали. Как результат – катастрофический рост тарифов. Формально никто закон не нарушил, но по сути – это издевательство над жителями Ивановской области, которые живут на копейки. Я не понимаю такой подход.
— Как можно было бы модернизировать систему с частными перевозчиками? Что можно сделать, чтобы тарифы «не дули»?
— У нас, к сожалению, любой контроль приводит к ухудшению ситуации на рынке. Я очень хорошо помню, как эти маршрутки начинались. Их было много, они составляли реальную конкуренцию друг другу и регулировалась цена, она была оправданной. Потом маршрутчиков взялись регулировать на областном уровне. Их поставили в такие условия, что частник, обыкновенный человек, попасть на этот рынок не может, иначе как через лицо, которое выиграло этот маршрут. Нам же всегда говорили, что это делается для народа, это будет регулироваться. Это привело к тому, что основная масса людей, у которых есть машины, которые могут использоваться для перевозки населения, исключена из числа лиц, которые могут принимать участие в перевозке населения. Тарифы полезли вверх, количество рабочих и машин, тарифы повысились. Привлеките больше людей, тарифы сами упадут. Троллейбусы – хороший вид транспорта, субсидируемый бюджетом в обязательном порядке, поскольку перевозка одного пассажира дороже, чем установленные тарифы. Здесь нужно очень чётко озаботиться теми, кто возглавляет эти структуры. Ведь современный тренд власти – отсутствие информации и публичных обсуждений. Я даже не знаю, какая ситуация сейчас складывается на троллейбусном депо в Иванове. Со мной никто не советуется. Я знаю, что тарифы растут и будут расти, поскольку предприятия из года в год приносят убыток. Но тогда давайте решим вопрос кардинально, если не можем выправить ситуацию – уберем троллейбусы, но на их место поставим какие-то большие автобусы, давайте больше субсидировать из областного и городского бюджетов эту ставку, чтобы выровнять ситуацию, чтобы предприятие хотя бы понимало, что оно не в убыток работает.
— Всем давно известно, что в Иванове планировалось организовать замену старого троллейбусного состава новыми машинами. Вышло это пока в полумеру, новые «Адмиралы» пустили, но не по всем маршрутам. Мы видим много старых полуразваленных троллейбусов. На встрече жителей с губернатором Ивановской области водитель одного из троллейбусов задал вопрос о том, какие перспективы сейчас есть у электротранспорта, ему, как водителю и жителю областного центра хотелось бы значительно больше новых транспортных средств. Как вы думаете, есть ли на данный момент перспективы у электрического наземного транспорта, учитывая ситуацию, которая складывается и с тарифами в том числе?
— Обещать – не значит делать. Видимо, это тренд нашей областной власти. Она обещает много, а делается крайне мало. Ведь даже те троллейбусы «Адмиралы» закуплены Шарыповым на средства из городского бюджета и по концессиям. А область вообще что-нибудь закупила? Ничего.
— Видели ли Вы уведомления об изменении стоимости проезда в общественном транспорте?
— Нет, я знаю, что слухи эти ходят. Я знаю, что это увеличение будет. Но это пока носится в воздухе – в публикациях, в интернете проскакивает. Со стороны властей официально никаких документов не поступало. Я уверен, они придут в последний момент для того, чтобы мы потом это быстренько согласовали. Сразу могу сказать, что я, естественно, буду против. Есть какие-то основополагающие вещи, которые я не принимаю, как бы там власть не хотела протащить свои решения. Если я считаю, что это вредит жителям областного центра и региона, я всегда буду голосовать против.
Стоит также напомнить, что касаемо повышения стоимости проезда в общественном транспорте своё мнение высказал общественник Владимир Батурин.