Мошенники используют психологические уловки, намеренно пытаются испугать или обрадовать потенциальную жертву, втереться   доверие и получить нужную информацию для хищения средств. Также на руку мошенникам играет и эффект неожиданности от звонка, - говорит заместитель управляющего ивановским отделением Банка России Михаил Соколов.

Такие манипуляции называются социальная инженерия. Злоумышленники называют жертву по имени отчеству, активно используют персональные данные, которые получают из различных источников, с помощью IP-телефонии подменяют номер, например, на знакомый номер банка, что в совокупности повышает эффективность телефонного мошенничества.

Стоит сказать, что и их активность не снижается. По итогам первого полугодия этого года основным каналом атаки мошенников (80%) остается именно звонок на мобильный телефон жертве.

Схемы уловок могут быть различны, аферисты оперативно подстраиваются под актуальную повестку. Новости о мерах государственной поддержки, социальных выплатах, вакцинации часто берутся на вооружение среди телефонных мошенников. Они пугают жертву потерей его же денег, информацией о якобы оформленном на клиента банка кредите, предлагают заработать на акциях, инвестируя на псевдо-бирже, или получить выплаты различных компенсаций или выигрышей. То есть причины, по которой мошенники звонят потенциальной жертве могут быть различными, но цель одна — узнать персональные данные и данные банковской карты, чтобы похитить деньги.

Что должно насторожить?

В голове каждого должен включаться некий стоп-сигнал тогда, когда незнакомец пытается выведать: код безопасности – три цифры с оборота карты и коды из СМС-сообщений, присланных банком.  Если вам задают эти вопросы, то смело вешайте трубку – это мошенники. Причем совершенно не важно кем представляется человек на том конце провода: сотрудником правоохраны, ФСБ, следственного комитета, службы безопасности банка или подразделения Центробанка.

Всегда недоверчиво относитесь к предложению неизвестных вам людей перейти по ссылке, присланной любым способом: на почту, в соцсетях и мессенджерах. Выполняя это действие, вы может заразить ваш гаджет вирусом, который даст мошенникам доступ к деньгам, посредством взлома мобильного интернета, а также доступ ко всем конфиденциальным данным, хранящимся на вашем устройстве.  

Нельзя исполнять все то, что вам говорят незнакомые люди по телефону: так происходит обычно, когда звонящему удается внушить доверие жертве, он начинает торопить, угрожать, требовать немедленных действий – перевести деньги, снять их и переложить в банкомате и так далее. Сядьте, подумайте, ведь некоторые схемы настолько несуразны, что логика вам это подскажет, когда вы успокоитесь.

Важно помнить, что в случаях, когда владельцы карт сами сообщают свои конфиденциальные данные мошенникам, банки не возвращают потери.

А для полного своего успокоения в вопросе о том, что же происходит с вашими деньгами – позвоните сами в организацию, от имени которой якобы был звонок, набрав вручную официальный номер телефона.