О том, насколько криминализирован ивановский пассажирский транспорт, в Ивановском регионе известно давно. А такие имена, как Рубен Косян, Евгений Холоша, Алексей Подшивалов, Михаил Юдин знают все, кто немного интересовался региональной транспортной сферой и криминальными течениями в ней. Но почему криминал так тянется к транспорту? Ответ лежит на поверхности: деньги!
Используя данные из открытых источников, «Ивановские новости» выяснили, откуда они берутся.
Доходы ивановских перевозчиков формируются из оплаты проезда пассажирами в наличном и безналичном виде. Безналичную оплату проезда производят по социальным картам льготников и картам «Мир». Пассажир оплачивает со своей социальной карты 67% стоимости проезда, остальные 33% субсидирует областной бюджет.
Наличную оплату принимают водители или кондукторы. Обычно она не учитывается в налоговой отчетности перевозчиков и официально не фискализируется. Это приводит к накоплению значительного объема наличности, скрытой от налогового контроля.
Даже сами перевозчики, не скрывая, утверждают, что, соотношение безналичной оплаты к наличной может составлять от 70 до 90%. Данную пропорцию подтверждают и финансовые отчеты МУП «Ивановский пассажирский транспорт», который показывает сто процентов получаемой прибыли и не скрывает полученные доходы.
Куда девается неучтенная наличность? Ответ прост и давно известен. Серая зарплата, «обнальные схемы», финансирование тех лиц, кто долгие годы «кормится» за счет перевозчиков.
Сейчас у основных перевозчиков Ивановского региона объем наличных денежных средств составляет 70-90% от общей выручки. В то же время, насколько известно, объем рынка региональных автоперевозок оценивается примерно в 4 млрд рублей. Получается, что с учетом вышеуказанной пропорции из-под налогового контроля, предположительно, уходит до 3,6 млрд рублей. Это огромная сумма для региона, и она оседает в карманах перевозчиков и членов ОПГ. Хотя эти деньги могли бы идти на покупку качественных, комфортабельных и безопасных автобусов, достойную оплату труда водителей и кондукторов.
Разумеется, перевозчики заинтересованы в таком положении дел и противятся переходу на оплату проезда безналичным способом.
Перевозчики активно отказываются от установки в автобусах терминалов оплаты банковской картой, ссылаясь на высокие тарифы их обслуживания, что приведет к увеличению оплаты проезда для населения. Но здесь главным моментом является то, что перевозчики фактически не думают о цене проезда и благосостоянии населения, а в первую очередь боятся потерять наличку и свои теневые доходы.
А теперь конкретные цифры. К примеру, финансовая отчетность МУП «Ивановский пассажирский транспорт» (который декларирует свои доходы в полной мере) свидетельствует о том, что доля безналичных платежей составляет не более 10%, соответственно с учетом идентичности пассажиропотока другим перевозчикам данное значение можно взять за отправную точку.
Теперь возьмем несколько крупнейших ивановских перевозчиков и посмотрим их финансовую отчетность на официальном сайте ФНС, а также данные о перечисляемым им субсидиям на компенсацию перевозки льготников за аналогичный период, которая есть в казначействе, комитете транспорта городской администрации, в департаменте транспорта и в ФНС. Изучают ли ее?
Глядя на таблицу видно, что, к примеру, ООО «Новая транспортная компания» около 60% выручки, якобы, получает только от пассажиров-льготников. Получается, по статистике 6 из 10 пассажиров являются льготниками, а это противоречит здравому смыслу. В денежном эквиваленте выходит еще интереснее. За 2020 год ООО «НТК» получило субсидию на перевозку льготных категорий граждан в размере 21,2 млн рублей.
Если принять эту сумму по аналогии с МУП «ИПТ» за 10%, то получается, что общая выручка ООО «НТК» составляет 212 млн рублей, при этом задекларированными являются только 35,4 млн рублей, а значит, можно предположить, что от налогового учета скрыто до 191 млн рублей.
Аналогичная ситуация прослеживается и по многим другим ивановским перевозчикам, что наглядно видно в приведенной таблице.
Вспомним, как на всех региональных каналах в период самоизоляции перевозчики жаловались, что им нечем заправлять автобусы, нет денег на заработную плату персонала. Зато люди, близкие к транспортной сфере, знают, как живут и на чем ездят руководители транспортных компаний перевозчиков.
Основным вопросом в связи с этим является, почему на это закрывает глаза департамент дорожного хозяйства и транспорта, прокуратура, правоохранительные и контролирующие органы, и налоговая. Почему данная противоправная схема долгие годы имеет место быть, а мы, обычные жители города и области вынуждены ездить в убитых маршрутках?