Детский омбудсмен из Ивановской области Татьяна Океанская: «Побег ребёнка — это всегда протест»

icon 26/05/2021
icon 06:01

© Фото: ВКонтакте

Фото: ВКонтакте

Вчера 25 мая в нашей стране отмечали Международный день пропавших детей. Символом Дня пропавших детей является изображение синей незабудки. К сожалению, каждый год пропадают десятки тысяч детей, в том числе и в нашей стране. 

По данным регионального Управления МВД России, в Ивановском регионе в 2020 году поступило 22 сообщения о безвестном исчезновении 25 несовершеннолетних. По 22 сообщениям местонахождение детей установили, характер исчезновения – некриминальный.  

Большинство детей находятся живыми и здоровыми в течение первых 48 часов с момента исчезновения. Но это не значит, что нужно сидеть дома и ждать, пока ребенок найдется сам. Главное – не поддаваться панике, а сразу начать действовать, говорит детский омбудсмен из Ивановской области Татьяна Океанская. 

Также Татьяна Петровна дала советы родителям, что нужно знать, чтобы ваш ребенок не убегал из дома. 

-Причина ухода ребёнка чаще всего коренится в семье (конфликтные отношения с родителями), а побег — это попытка быть услышанным. Несмотря на то что большинство детей находят, есть те, кто погибает в результате несчастного случая, от рук других людей - или их след теряется. 

-Будьте снисходительны и терпеливы, принимайте ребёнка таким, какой он есть. Частые причины ухода — нежелание родителей принимать интересы ребёнка, его друзей, форму одежды или эксперименты с внешним видом. Побег — это протест. Обычно за ним стоит определенное требование ребенка смягчить какие-либо условия. 

-Уважайте ребёнка, его интересы, чувства и желания. Разделяйте себя и ребенка, вы не единое существо. Наблюдайте за его эмоциональным состоянием. Эмоции детей — то, что родители часто не учитывают как важный фактор. Но именно они становятся причиной принятия резких решений. 

-Не бейте, не унижайте, не оскорбляйте — это всё психологическое и физическое насилие. Доверительные отношения с детьми — залог безопасности ребёнка. Запреты и наказания ведут к тому, что между вами нет диалога и понимания. Чрезмерный контроль загоняет ребёнка в состояние страха, не оставляет ему выбора. 

-Всегда и в любой ситуации разговаривайте с ребёнком! Задавайте вопросы о жизни ребёнка и, получая ответы, избегайте осуждения, обвинения и не стыдите. Тогда он будет готов вам доверять. Спрашивайте ребёнка, как прошел его день; узнайте, где он бывает, кто его друзья и чем он увлекается. Не ругайте его за мысли, которые не совпадают с вашими. 

-В конфликтных ситуациях защищайте ребёнка, показывайте, что вы на его стороне. Конфликты с друзьями и учителями и тем более буллинг могут сильно усложнить жизнь ребёнка. Важно, чтобы у него был союзник. Учите ребенка не бояться конфликтовать и проходить через ссоры достойно, конструктивно: без криков и оскорблений, в диалоге и уважении. 

-Обсуждайте правила безопасности и почему они важны. Недостаточно один раз поговорить с ребёнком и считать дело сделанным. Дети быстро все забывают. Старайтесь не запугать ребенка тем, что кругом одни опасности, пытаясь его уберечь. Важно проговаривать конкретные ситуации в его расписании, которые могут возникнуть, и сценарии поведения в них. 

-Если ребёнок пропал, нужно звонить в полицию или поисковый отряд сразу, а не ждать 24 часа. Существует мнение, что полиция не принимает заявление, если не прошёл день с момента пропажи. Это не так. Сразу сообщите всем родным, друзьям, учителям, родителям друзей, волонтерским организациям и просите содействия. Перепроверяйте чердак, подъезд и лестницу своего дома: иногда ребенку просто не хватает смелости вернуться домой! 

-На случай, если ребёнок потерялся или убежал, важно, чтобы телефон ребенка всегда был заряжен, геолокация включена. Положите ему в карман бумажку с вашим телефоном и адресом. Но если детей 7–11 лет еще можно контролировать, подросток будет протестовать против контроля, и ваши главные инструменты — это доверие и умение приходить к четким договоренностям. 

-Когда ребёнок нашёлся, не ругайте его! От вашей реакции зависит его поведение в будущем. Объясните ему, что вы волновались, и расскажите о бедах, которые могли с ним произойти. Важно не напугать ребенка наказанием, чтобы не было желания убегать и прятаться в следующий раз. Дом должен быть местом силы для ребенка, где его примут и поймут.