Ивановцы в 9 раз чаще стали покупать одежду по интернету

icon 11/11/2020
icon 16:00
Ивановцы в 9 раз чаще стали покупать одежду по интернету

Автор:

МТС Банк изучил, как изменились предпочтения россиян при совершении онлайн-покупок в октябре 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в связи с ограничительными мерами из-за распространения коронавирусной инфекции. Анализ собственных данных показал, что безусловным лидером по приросту количества платежей стали магазины одежды, где количество онлайн-покупок увеличилось в 8,6 раза. Примерно втрое выросли онлайн-транзакции на оплату спорттоваров, страховых и курьерских услуг. При этом во всех перечисленных категориях значительно снизился средний чек покупки.

2020 год внес значительные изменения в потребительские привычки россиян и работу бизнеса. С весны этого года многие крупные компании и малые предприятия переориентировали свои каналы продаж: заметно выросли онлайн-транзакции в категориях, где раньше господствовали офлайн-продажи. А введение новых ограничительных мер в начале октября снова побудило потребителей вернуться к покупкам в интернете после летних послаблений.

Наибольший рост онлайн-продаж показали магазины одежды и аксессуаров. Здесь в октябре 2020 года по сравнению с тем же периодом прошлого года количество транзакций увеличилось в 8,6 раза, средний чек при этом уменьшился в 2,8 раза до 2089 рублей. Первый резкий рост онлайн-продаж одежды наблюдался в марте-апреле 2020 года во время самоизоляции, введенной в России из-за пандемии коронавируса.1 Тогда потребители были вынуждены перейти к онлайн-покупкам одежды поскольку все офлайн магазины были закрыты. Осенний рост можно объяснить тем, что люди оценили удобство шопинга, не выходя из дома, тем более, что часть интернет-магазинов предоставляет возможность бесплатной примерки и возврата не подошедшей вещи. Также многие крупные сетевые магазины стали предлагать дополнительные скидки при онлайн-покупках.

На втором месте по увеличению количества продаж в онлайне – спорттовары. Прирост в этой категории в первой половине октября составил 3,8 раза год к году, средний чек на их покупку снизился на 29% до 2707 рублей. Затем идут страховые услуги – рост в 3,3 раза, снижение среднего чека здесь на 43% до 926 рублей.

Снижение среднего чека практически по всем рассмотренным товарам и услугам на фоне значительного роста продаж говорит о том, что онлайн-покупки россияне стали совершать чаще, но при этом подходить к выбору товаров более экономно. Единственные категории, где наблюдалось значительное увеличение среднего чека – покупки в супермаркетах (+54%) и товаров для дома (+18%).

 

Топ 10 категорий по росту онлайн-продажоктябрь 2020 к октябрю 2019 по данным МТС Банка
Категория Увеличение количества транзакций Изменение среднего чека Увеличение объемов продаж
Одежда, аксессуары в 8,6 раза - 2,8 раза в 3,2 раза
Спорттовары в 3,8 раза - 29% в 2,7 раза
Страхование в 3,3 раза - 43% 90%
Курьерские услуги в 2,9 раза - 23% 95%
Косметика в 2,8 раза - 3% в 2,7 раза
Рестораны, фастфуд в 2 раза + 5% в 2,2 раза
Товары для дома 90% + 18% в 2,2 раза
Супермаркеты 81% + 54% в 2,8 раза
Коммунальные услуги 50% - 3% 45%
Зоотовары 41% - 8% 29%


Примечательно, что в категориях, которые были изначально ориентированы на онлайн, изменения произошли незначительные. Так, например, в телекоммуникационных услугах количество транзакций увеличилось всего на 1%, а продажи приложений и игр для смартфонов, игровых консолей и компьютеров, наоборот, снизились на 7,5%. При этом значительно увеличились досуговые категории: онлайн-кинотеатры (+81%) и онлайн-знакомства (+73%), что объясняется ограниченными возможностями в реальном общении.

Методология исследования

Исследование основано на анализе обезличенных данных по банковским картам клиентов МТС Банка во всех регионах России. Учитывались платежные операции в октябре 2019-2020 годов по соответствующим МСС-кодам.