С января по март первичный и вторичный автомобильные рынки России демонстрировали рост. Однако эпидемия коронавируса и карантинные меры снизили спрос на покупку нового авто.

Сказалось и ухудшение финансового положения многих потенциальных покупателей.

Avto.pro, маркетплейс запчастей и автомобильных расходников, сумел выяснить, как изменилась динамика продаж автомобилей в России за прошедшие месяцы 2020 года и каковы прогнозы экспертов.

Динамика изменения продаж

АЕБ (Ассоциация европейского бизнеса) собрала подробную статистику продаж на российском авторынке за прошедшие месяцы 2020 года. Согласно данным, с января по май дилеры смогли реализовать 478 135 автомобилей. Для сравнения, в 2019 году за аналогичный период было приобретено 643 876 автомобилей. Причина падения продаж кроется в эпидемии коронавируса COVID-19. Предпочтение водителей серьезно не изменились. Так как запчасти на Lada и сами автомобили остаются доступными в цене, концерн сохраняет лидирующую позицию в актуальном рейтинге покупательских интересов:

  1. Лада (концерн АвтоВАЗ);
  2. Kia;
  3. Hyundai;
  4. Renault;
  5. Toyota.

В 2019 году пятую позицию топа занимал немецкий Volkswagen, продавший 30 508 автомобилей. За январь-май текущего года Toyota реализовала 34 282 транспортных средства. Как отметили эксперты, чем выше позиции производителя в рейтинге, тем больше финансовых потерь он потерпел в результате эпидемии. Для сравнения, продажи автомобилей Lada составили 104 576 единиц против 143 418 единиц за 2019 год. 

На вторичном рынке также было отмечено падение продаж. В рейтингах востребованных автомобилей с пробегом по-прежнему лидируют Lada 2114, Ford Focus, Hyundai Solaris, Toyota Corolla, Renault Logan, Skoda Octavia и Kia Rio. Некоторые модели успели вырасти в цене. Лидерами по росту цен стали Toyota Corolla и Hyundai Solaris. Интерес автолюбителей к старым Lada не угас и в 2020 году. К примеру, радиатор на ВАЗ 2101 сегодня выпускается как отечественными, так и иностранными фирмами, что свидетельствует о спросе на запчасти даже для достаточно сильно устаревшей модели.

Прогнозы экспертов

Как отмечают в АЕБ, за всю историю сбора статистики продаж на первичном рынке российский автопром столкнулся с наибольшим падением спроса на продукцию. Только за «черный апрель» продажи легкового и коммерческого транспорта упали на 72,4%. Уже в мае ситуация начала налаживаться, но темпы роста небольшие и в ближайшие месяцы концерн вряд ли достигнет показателей минувшего года. По словам представителей АвтоВАЗ, аналитики выявили положительную динамику и надеются на то, что стабильный рост спроса на автотранспорт станет трендом этого лета.

Участники бизнес-сообществ дают как оптимистичные, так и пессимистичные прогнозы. Они сошлись на следующем: автомобили в среднем подорожают на 2-3%, а по итогам года рынок все равно «просядет», то есть не успеет вернуться к докризисным показателям. Отмеченный рост продаж новых авто в Сахалинской и Амурской областях, а также Еврейской автономной области, означает, что вслед за этими областями в течение нескольких месяцев оживится рынок и всех остальных регионов. Крупнейшими сегментами авторынка останутся SUV и B, тем временем как сегмент D будет восстанавливаться дольше остальных. Ожидается рост спроса на автомобили с пробегом.