Андрей Кабанов об иске к «мусорному королю» Ярченкову: «Чтобы говорить о злоупотреблениях, их нужно доказать в суде»

Кабанов прокомментировал иск к ивановскому владельцу регоператора ТКО Ярченкову

icon 30/09/2025
icon 17:30

© Личная страница Андрея Кабанова "ВКонтакте"

Личная страница Андрея Кабанова "ВКонтакте"

В Ивановской области прокуратура требует конфисковать в пользу государства многомиллиардный мусорный холдинг. По версии следствия, экс-чиновник Денис Кочнев за взятки создал для бизнесмена Владимира Ярченкова и его семьи монополию на вывоз отходов до 2031 года. Через сеть подконтрольных фирм они вывели свыше 2,3 млрд рублей прибыли, скрыв её от налогов и оставив регион с невыполненными обязательствами по вывозу мусора. Общая сумма претензий, включая незаконные доходы и активы, превышает 5 млрд рублей. Корреспондент «Ивановских новостей» побеседовал на эту тему с бывшим заместителем губернатора Ивановской области, историком Андреем Кабановым.

- Андрей Юрьевич, добрый день. Можете объяснить, в чем заключалась основная суть схемы, выявленная прокуратурой? Почему она была незаконна?

- Добрый. Честно говоря, я не следил за созданием этого холдинга. На сегодняшний день даже не опубликован сам иск, поэтому комментировать происходящее объективно невозможно. Мы знаем очень мало, только из пресс-релизов. Заметна тенденция отбирать целые бизнес-империи, и природа этого иска, насколько я понимаю, схожа с делом Алексея Шевцова. Но больше я ничего сказать не могу, не видя документов.

- В тексте иска говорится, что регоператор был убыточным, в то время как аффилированные компании получали миллиарды. Как такое возможно? Не системная ли это проблема в сфере ЖКХ?

- Я бы всю сферу ЖКХ сюда не смешивал. Есть прибыльные направления, например, электроснабжение. А есть такие, как вывоз мусора или подача тепла, которые по разным причинам могут быть убыточными. Чем именно занимались эти фирмы — вопрос. Если это были умышленные действия по банкротству регоператора, то это уголовное преступление. Если часть логистики — то дело другое. Единственное, с чем сталкиваешься, — это с постоянным ростом тарифа.

-Насколько типична схема, когда регоператор — это фасад для компаний, выводящих деньги?

-  Нет, я с мусорной темой никогда связан не был. Мне вообще было удивительно, что Ярченков этим занялся. Когда эта структура регоператоров появлялась, на это претендовал бывший руководитель “Справедливой России” в нашем регионе Павел Попов, он всё пробивал. Вся эта кухня мне неизвестна. Ярченков до этого занимался какими-то другими проектами в сфере ЖКХ, когда-то был, насколько я помню, директором «Рабочего края».

- А в чем заключалась изначальная, заявленная цель создания таких крупных регоператоров?

- Изначальный замысел реформы был в том, чтобы укрупнить раздробленную систему. Раньше вывозом мусора занималась каждая ЖКХ-контора по отдельности. Создание крупных операторов должно было позволить строить мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы, внедрять масштабную сортировку. Но на сегодняшний день эти цели, по сути, не достигнуты, и это — еще одна системная проблема всей этой истории.

- Как, по-вашему, чиновнику Денису Кочневу удавалось так долго оказывать «общее покровительство» бизнесу Ярченкова?

- Термин «общее покровительство» достаточно размытый. Он не подразумевает конкретных действий, а лишь возможность их в будущем, что осознается сторонами. Вполне возможно, что деньги передавались в расчёте на покровительство вперёд. Ярченков был регоператором и до прихода Кочнева, а сменить его — процедура непростая.

- Что должно быть изменено в системе, чтобы минимизировать риски сговоров?

- Наверное, в системе обращения с отходами тоже должна быть конкурсная система отбора с разумными сроками пересмотра. Возможно, стоит разделить функции: кто-то занимается вывозом, кто-то — утилизацией, кто-то — содержанием полигонов. Это могло бы создать конкурентную среду и снизить риски. Кроме того, должна быть эффективная система штрафов за невывоз мусора.

- Если активы конфискуют, что будет с системой вывоза мусора в области? Не грозит ли коллапс?

- Думаю, уже есть интересанты, которые ждут, когда это имущество будет передано им. Организовать систему с нуля — дорого и сложно, мы можем просто утонуть в мусоре.

- А как вся эта история повлияет на тарифы для потребителей?

- Точно могу сказать одно: они не понизятся.

- Можете назвать другие подобные случаи? И насколько реально реализовать такое требование о конфискации?

- Сейчас похожая история с «Коммунэнерго» в Екатеринбурге, кажется. Насчёт реальности конфискации — не мне судить. Суд должен рассматривать судьбу каждого юрлица отдельно. Если будут наложены обеспечительные меры, вывести активы будет практически невозможно.

- А не столкнётся ли процесс с попытками вывести и спрятать активы?

- А как их выведешь и спрячешь, если, скорее всего, будут наложены обеспечительные меры? Всю недвижимость, все полигоны, транспортные средства невозможно скрыть — они зарегистрированы в государственных реестрах.

- Сможет ли это дело стать прецедентом и заставить надзорные органы в других регионах пристальнее взглянуть на работу местных регоператоров?

- Кто ж его знает. Я слышал, что есть крупные игроки этого рынка федерального масштаба. Как пойдёт дальше и хватит ли зубов у надзорных органов — мне неизвестно.

- Кочнева курировал Александр Шаботинский. Может ли он попасть под раздачу в связи с этим делом?

- Этот вопрос совершенно не по адресу. Его нужно адресовать силовикам. Я всегда придерживаюсь принципа презумпции невиновности. То, что Шаботинский курировал Кочнева, еще не означает его причастности к этому делу. Насколько мне известно, на сегодняшний день у правоохранительных органов нет никаких претензий к Шаботинскому.

- Какие ещё проблемы в сфере вывоза мусора вы могли бы отметить?

- Я, как любой человек, хочу, чтобы контейнеры были чистыми, мусор вывозился регулярно и чтобы была налажена работа в частном секторе. Сейчас жильцы многоквартирных домов постоянно сталкиваются с тем, что жители коттеджей специально подъезжают с огромными мешками и выбрасывают свой мусор в контейнеры у многоквартирных домов. Это говорит о системной неэффективности — люди ищут способы сэкономить, а система не может организовать нормальный вывоз отходов со всего частного сектора.

- В соцсетях пишут, что бизнес просто «отжали». Что вы на это скажете?

- Я не могу так утверждать. Я не безответственный подписчик, а человек, вынужденный это комментировать. Так это или нет — мы не знаем. Кого спросить? Ярченков в тюрьме, Кочнев под арестом. Зачем делать голословные предположения?

Читайте также:

Суд в Иванове продлил арест руководителю регионального оператора ТКО по делу о посредничестве во взяточничестве

Ивановский СК раскрыл подробности дела о взяточничестве с участием владельца регоператора по обращению с ТКО