С 1 января 2025 года решением Плесского городского совета был введен туристический налог в размере 1% от стоимости проживания. Один процент, совсем символическая сумма, но она установлена только на 2025 год. В дальнейшем сумма будет расти: в 2026 году - 2%; в 2027 году - 3%; в 2028 году - 4%.
Налог обязателен к уплате организациями и физическими лицами, владеющими объектами размещения, и оказывающими услуги по предоставлению мест для временного размещения физических лиц.
Данное решение подписали председатель Совета Плесского городского поселения Тимербулат Каримов и временно исполняющая полномочия главы Плесского городского поселения Светлана Корнилова. Плесские власти не изобретали велосипеда. С января туристический налог стали вводить повсеместно. Различаются только детали. В Санкт-Петербурге, например, сразу разделили налог по сезонам - высокий (с апреля по сентябрь) и низкий (с октября по март), в этом году 2% и 1%, через год увеличат до до 3% и 1,5%. Льготные категории от налога освобождаются. Ежеквартально платить туристический налог должны владельцы гостиниц, хостелов, кемпингов, глэмпингов и примкнувшим к ним избингом. Обязательное условие — гостиничный объект должен находиться в реестре классифицированных средств размещения.
Важнейшая задача вводимого налога не сколько «обилетить» внутренних туристов (налог включается в стоимость гостиничного номера - дополнительно платить ничего не придется), сколько вывести из тени многочисленные «околотуристические» заведения, улучшить качество предоставляемых услуг и получить дополнительные средства на содержание объектов культурного наследия. По действующему законодательству гостиничная деятельность никак не лицензируется. В принципе можно рассуждать о том, что туристический налог существует во всем мире (например, в Турции - 2%) и что наше решение весьма запоздалое, но это «опоздание» произошло в масштабах всей страны.
Плес с населением меньше двух тысяч человек входит в перечень исторических поселений федерального значения и входит в четверку самых посещаемых малых городов России. Здесь нет никакой промышленности, здесь все заточено под туристический поток и можно сказать, что такой налог необходим городу как воздух. Альтернатива - жить субсидиями из вышестоящих бюджетов.
13 февраля в телеграм-канале «Ужасы Плёса», насчитывающим целых 102 подписчиков, скандальный бизнесмен-«избач» и бывший глава Плеса в 2010-2012 годах Алексей Шевцов обвинил комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия в том, что чиновники через суд не дают ему покрасить полтора метра облупившегося цоколя на историческом памятнике «Дом с стиле модерн», он же - «Дом купца Новожилова» 1914 года постройки. И такое «безобразие» длится уже два года.
«Дом в стиле модерн», бывший в советские времена коммуналкой, был первым объектом недвижимости, который купил Шевцов в Плесе, после того, как построил себе здесь дом. Это был примерно 2001 год. Расселив жильцов, среди которых, между прочим, была легендарная Евстолия Кузнецова, руководившая Плесским горисполкомом в 1949 по 1974 годы. Кузнецовой в момент расселения принадлежало две комнаты и ей было больше 80 лет, как «уговорил» Шевцов почетную старушку покинуть место, где она прожила всю свою жизнь, и куда ее переместил - это история, как говорится, умалчивает.
Перестройка исторического здания велась в интересах коммерции. Но с точки зрения сохранения культурного наследия - это был новодел. Требование комитета ОКН - привести исторический дом в историческое состояние. Для этого надо разработать проект сохранения и реставрации ОКН. Сделать это может не абы кто, а только подрядчик, имеющий лицензию Минкульта РФ. Цены у этих ребят аховые, прямо скажем. А потом уже и собственно реставрацию проводить. И тоже силами лицензированного подрядчика. Удовольствие дорогое, и по закону проводить реставрацию обязан собственник, но ведь ты же этим объектом пользуешь четверть века и пользуешься в коммерческих целях.
В многочисленных сказочных интервью Шевцова повторяется один и тот же сюжет, как он, «великий промышленник из Орска», приехал в края знакомые с детства, увидел мерзость запустения и вложил свой миллиард рублей в благоустройство Плеса, и город Левитана-Шаляпина расцвел благодаря Шевцову. На деле же длительная тяжба из-за нежелания тратить деньги на то, чтобы привести в порядок, в данном случае - в исторический порядок, собственное же имущество. Рано или поздно, не мытьем так катаньем, власти заставят Шевцова это сделать. К тому же, «Дом купца Новожилова» соседний со зданием администрации Плёса.
Говорят, чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят. Шевцов в этом же посте добавляет «деталей»: мол, «судья в Москве, отказывая комитету в иске, спросил их юриста: вам что вообще нужно?» Что за судья, в каком суде, какая инстанция, по какому поводу, какое решение было вынесено - этого из «соплей и воплей» Шевцова понять невозможно. Абсолютно ничего. Только что требование областных чиновников «содержать памятник в надлежащем состоянии» является, по словам Шевцова, бессовестным. В чем «бессовестность» законного требования, Алексей Станиславович не удосужился объяснить. Вполне вероятно, что и «отказ» был мнимым. Иначе бы Шевцов живописал свою юридическую победу со всеми подробностями. «Промолчали, подали апелляцию» - это на решение московского суда?! После двух лет судебных тяжб. Любой юрист вам скажет, что это какие-то больные фантазии. И Шевцов не был бы Шевцовым, если бы не приплел бы «британского принца», переночевавшего здесь двадцать лет назад, и не переложил бы с больной головы на здоровую: «Между тем, в Плесе сотни объектов в плачевном состоянии, вроде вот этого на фото, требующие внимания комитета». На фото какой-то двухэтажный дом, второй этаж которого затянут защитной фасадной сеткой черного цвета. И финал «оды» про «беспредел» и председателя Плесского горсовета Тимербулата Каримова.
Неизвестно, ремонтируется ли домик, который Шевцов привел в качестве образца «сотен» объектов, неизвестно, является ли он объектом культурного наследия. И главное совершенно непонятно каким боком здесь Каримов. Суд - московский, чиновники - ивановские, Каримов - плесский. Конечно, миф о всемогуществе Каримова - это важная часть сказочного мира Шевцова. Но если Каримов такой всемогущий, то как получилось, что московский судья отказывает комитету - в фантазиях Шевцова что-то не сходится. Самое простое объяснение - ревность предшественника к тому занял место после него. Хотя момента, как Шевцов лишился должности, прошло уже больше тринадцати лет, три губернатора сменилось. Да и сам великий комбинатор не молодеет. 62 года уже - предпенсионер. Может, это просто преждевременное старческое брюзжанье? Это бы многое объяснило.
Алексей Шевцов – пожалуй, самый известный понаехавший в Плес толстосум. Отхватив на Южном Урале большой куш при приватизации в лихие девяностые, Алексей Станиславович стал одним из первых, кто начал скупать в Плёсе жилье для коммерческих целей. Одновременно озаботился «политической карьерой» - сначала стал депутатом городского совета, а потом и главой города. Мэром пробыл недолго, но родному брату успел землицы в аренду выделить. Стало известно в Иваново - комбинатора турнули.
После отставки с должности главы Плеса Шевцов, живущий, в основном, в Москве, длительное время продолжал заниматься скупкой жилых объектов недвижимости и переделкой их под коммерческой использование - гостевые дома и кафе-рестораны. Сегодня он - де-факто один крупнейших владельцев недвижки в Плёсе. А вот де-юре Алексей Шевцов всего лишь «председатель президиума культурно-просветительской общественной организации «Общество друзей Плёса». «Обществу» 12 лет, все годы оно работает без выручки. У «Общества» всего один учредитель, да и тот засекречен. Сайта нет, есть сообщество в Facebook (принадлежит Meta, экстремистской организации, деятельность которой запрещена на территории РФ), 150 подписчиков, последняя запись датирована 2013 годом.
Алексей Шевцов - учредитель 32 юридических лиц, подавляющее большинство которых закрыто, в том числе и судебными решениями. Если искать его коммерческую собственность не по юрлицам, а по сайту «Потаенная Россия», то мы обнаружим семь заведений общепита и шесть маломестных гостиничных дома. Четыре из которых являются новоделом, а два - «Дом Громова» и «Дом купца Новожилова» - историческими объектами. Но вот еще одна беда - на сайте нет никаких указаний, что эти «возрожденные дома», как их называет Шевцов, входят в Реестр классифицированных объектов «гостиницы и иные средства размещения». Это тот самый классификатор, который звездочки выставляет. Вы видели на шевцовских гостиницах звездочки? Нет? То-то и оно. Вообще-то, классификация гостиниц в России и нахождение в реестре являются строго обязательными. Правда, есть одно исключение - если в них 15 и более номеров. Гостиницы Шевцова хоть и гостиницы де-факто, но не совсем гостиницы де-юре. С введением туристического налога - это противоречие придется устранить. Вот наш стареющий комбинатор и беснуется, как оборотень в клетке во время полнолуния.
Интересно, что с шевцовского сайта как-то незаметно исчез раздел «избинг», благодаря которому Алексей Владиславович и стал знаменит за пределами и Плеса, и Ивановской области. Избинг, который оказался еще и самозахватингом двух гектаров земли, благодаря Генеральной прокуратуре в прошлом году пошел под сносинг. Правда, до сих пор, судя по всему, так и не снесен. Про эту историю «Ивановские новости» писали дважды: «Прокуроринг на Плесе. Земельный вопрос испортил избинг» и «Плёсинг не задался: сплошной банкротинг и отказинг».
Туристический сезон в Плесе уже не за горами. И это будет первый сезон, когда полуподпольным гостиничным деятелям придется выходить на белый свет. Шевцову или придется работать по установленным для всех правилам, а не рассуждать, что он тут один такой особенный. И не выкруживать себе какие-то более выгодные способы ведения бизнеса. Или придется уйти.
Даже тем, кто выжил в девяностые.