logo
Ивановские новости

Прокуроринг на Плесе. Земельный вопрос испортил избинг

Журналист Пирогов: куда заведут проверки законности выделения земли в Плесе?

icon 07/02/2024
icon 14:45

© Дикий барин

Дикий барин

Эта история стала самым громким процессом в Ивановского области в наступившем году. 2 февраля судья Приволжского суда Ивановской области Елена Виноградова лишила Россию избинга. У скромной провинциальной блюстительницы правосудинга фактически не было выбора. Ведь иск против избинга подала Генеральная прокуратура РФ.

Иск, поступивший в суд в середине декабря, был подписан целым заместителем генерельного прокурора России Игорем Ткачевым. Ответчики братья-предприниматели из города Плес Алексей и Сергей Шевцовы и администрация Приволжского района. Истец потребовал, а суд согласился признать недействительной (ничтожной) совершенную в 2013 году сделку купли-продажи земельного участка, на котором сейчас находится «Избинг-отель «Усадьба дикого барина» - пять разрозненных изб, огородами к Волге, изъять участок из незаконного владения, а расположенные на нем постройки признать самостроингом.

После вступления решения в законную силу владелец избушек Алексей Шевцов должен будет заняться их сносингом, на который дается 30 дней. В противном случае власти назначат кастинг и снесут за бюджетный счет, а потом взыщут и за сносинг. Сам избинг построен не на курьих ножках, а на ленточном фундаменте, что делает его объектам капитального строительства. И все пять объектов избинга были поставлены владельцами на кадастровый учет. Только почему-то - как объекты незавершенного строительства. При этом активно эксплуатировались десять или больше лет. Одна избинг-ночь с услугами клининга и хостинга в сезон может стоить от 24 до 29 тысяч рублей. Никакого демпинга. Такие цены указаны в отделе маркетинга на их официальном сайте Izbing.ru. Что ставит вопрос: а насколько такая предпринимательская деятельность вообще является законной? Ведь за такое можно и в «Синг-Синг».

Накануне решения суда Алексей Шевцов в своем телеграм-канале бросался словами «рейдерский захват», но сразу после вынесения решения «дикий барин» закрыл не только избинг, но остальной свой бизнес в Плесе - «Кофейню С.П.Кувшинниковой» и кафе «Кулеечная». Непонятно, работает или нет еще один шевцовский объект «Бутикинг-отель «Соборная слобода», стоящий на берегу Волги. Сейчас она закрыта «на время противодействия рейдерскому захвату», как сказано на сайте. Телефоны не отвечают.

Мы уже утомили читателя инговыми окончаниями. Потому поясним, что, конечно, никакого «избинга» в русском языке нет, его придумали «гении» шевцовского маркетинга, а простому человеку оно режет слух. «Избингом» Алексей Шевцов называет «глэмпинг», адаптированный для применения на территориях исторических поселений в границах охраняемых ландшафтов. Впрочем, и «глэмпинга» нет. Его всего десять лет назад придумали недружественные англичане, соединив слова «гламур» и «кемпинг», палаточный городок по-нашему. Но в условиях ажиотажа, связанного с развитием «внутреннего туризма» за бюджетный счет, слово «глэмпинг» стало фактически общеупотребительным. Их за последнюю пятилетку понастроили около четырехсот. И все - с субсидингом.

Сам Алексей Шевцов личность в маленьком Плесе полулегендарная, и известная далеко за его пределами. Любящая попиариться, даже чересчур. Несмотря на это достоверных фактов о биографии Алексея Владиславовича нет. Только то, что он считает нужным сообщать о себе. Но тут пойди проверь. И поверь, если он на ясном глазу рассказывает, как спас Плес от разорения и мерзости запустения и возродил его, вложив в исторический городишко личный миллиард рублей. Или стерлингов? «Спас» пятьдесят исторических зданий. В 2021 году Шевцов хвастался, что за три года построит город-спутник «Плес-2». Три года с того времени почти прошли. Ничего никто не построил.

Вот биография Шевцова, рассказанная им самим журналу «Форбс» в 2021 году: «Шевцов родился в городе Орск Оренбургской области в семье учительницы и инженера. Окончив школу с золотой медалью, он поступил на экономический факультет МГУ им. М В. Ломоносова, а затем в аспирантуру по той же специальности. В первой половине 1990-х годов он работал в нефтяной промышленности — например, с 1994 по 1996 год занимал позицию директора департамента ценных бумаг Оренбургской нефтяной акционерной компании. (Листингом занимался - авт.) А в 1997 году вместе с братом Сергеем Шевцовым приобрел контрольный пакет Машиностроительного концерна «ОРМЕТО-ЮУМЗ» в Орске».

Заводом братья владели до 2005 года. Правда, это был сравнительно большой (выручка - 1,4 млрд рублей), но весьма проблемный и нерентабельный актив. Его у братьев выкупил и реанимировал «Металлоинвест» Алишера Усманова. А братья перебрались в Плес, где купили три объекта недвижимости, отремонтировали и объединили в отель «Соборная слобода». Алексей сразу же в 2005 году избрался в поселковый совет народных депутатов. А в 2010 году его даже избрали главой администрации Плеса. Правда, тогдашний губернатор Михаил Мень не дал орским ребятам развернуться и очень быстро попер Алексея из муниципалитета.

К этому моменту Шевцовы уже прибрали спорный участочек к рукам. Но перед этим, в 2004 году, скупили все смежные частные домовладения. И теперь Шевцов просто обещает перетащить избушки с почти изъятого участка на те участки, которые не оспаривались.

Здесь надо сказать пару слов о самом, стоящем на берегу Волги историческом городке Плес, прославленный Левитаном, Репиным, Шаляпиным, Тарковским. Здесь проходит действие знаменитой советской мелодрамы «Почти смешная история» с Михаилом Глузским. А еще «Жестокий романс» и «Двенадцать стульев». Городу тысяча лет, его еще Батый разрушал. Это один из двух самых посещаемых туристами городов Ивановской области. За год сюда приезжает почти 400 тысяч туристов. При том, что само население всего 1,7 тысяча человек. Никакой промышленности нет - все заточено под турпоток. С 2010 года действует федеральная целевая программа развития Плеса. (Ее создание Шевцов приписывает себе). Примерно в это же время рядом с Плесом появился федеральный горнолыжный курорт «Миловка», который связывали с именем Дмитрия Медведева. Благодаря ФЦП были проведены дороги и коммуникации, отреставрированы многочисленные культурные объекты. А владелец некоторого числа избингов Шевцов стал халявным выгодоприбреталем от существенно увеличившегося турпотока.

Но халява имеет свойство кончатся. В прошлом году прокуратура вы ходе проверок выявила «ненадлежайшее использование и застройку» земель общей площадью более 2 га, которые относятся к особо охраняемым территориям. В 2005 году муниципалитет Плеса без проведения торгов передала предпринимателю Сергею Шевцову (брату) на 11 месяцев в аренду участок земли площадью 23 тыс. кв. метров. Целью арендинга в документах было указано проектирование рекреационного центра. Как отмечается в проверке, для этого предоставление земли не требовалось. Сергей Шевцов занялся на участке билдингом дома площадью 100 квадратных метров. При этом на была проведена, как это требуется, историко-культурную экспертиза.

Когда Шевцов-брат построил дом, то сумел оформить в собственность не только дом, хотя это по документам был объект назавершенного строительства, но и землю под ним. А еще и весь участочек, который был больше площади первого строения в 227 раз. Затем Шевцов-второй построил еще четыре избинга, а в 2014 году все продал брату - эта сделка теперь тоже признана ничтожной.

По бумагам это был объект незавершенного капитального строительства, тем не менее господину Шевцову удалось оформить в собственность не только землю под строением, но и весь участок. Таким образом, решил надзор, им с помощью местной администрации был осуществлен захват земельного массива, площадь которого в 227 раз превышает размер первоначального капитального строения. Сам участок с избушками находится не на берегу Волги, а на определенном отдалении и возвышении. Здесь же протекает речка Шохонка. А по соседству находится одна из главных достопримечательностей Плеса - дом-музей Левитана.

Что отвечает Шевцов в свое оправдание по «захвату» участка? По его словам, здесь была территория недействующего песчаного карьера, которую они за двадцать лет рекультивировали. Второе, с 2006 года «избинг» фигурировал как инвестиционный проект в программах областных властей с 2006 года.

Теперь администрация Плеса, по словам Алексея Шевцова, добивается «ликвидации его объектов по многим адресам и разным поводам: закрыта работавшая с 2010 года ярмарка «Калашная улица», подан иск по сносу веранды трактира «Крутояръ», заявлено о расторжении договоров аренды».

Сложно и рано делать какие-то выводы, куда заведут дальше прокурорские проверки законности выделения земли в Плесе, историческом городе со статусом особо охраняемой территории. Будет ли шевцовский «избинг» последним выявленным самостроем Плеса или таких объектов будет множество? Ведь как бы не пытался Алексей Шевцов себя распиарить, в Плесе он не один такой самый умный. Арендинг-присвоендинг. Все - финишинг.

А избингу пора делать ребрендинг.

Александр Пирогов