Ранее “Ивановские новости” рассказывали о том, что региональная Государственная жилищная инспекция опубликовала рейтинг управляющих компаний Ивановского региона за 2-й квартал 2024 года. Напомним, эффективность организаций оценивалась по нескольким критериям. Это в том числе неисполнение предписаний, нарушения, а также жалобы жильцов. Всего три группы организаций, их систематизировали по площади многоквартирных домов.
Руководитель Комитета по предпринимательству в ЖКХ Тульской Торгово-промышленной палаты Сергей Костюченков в беседе с корреспондентом СИ “Ивановские новости” сообщил, что составление рейтингов управляющих компаний государственной жилищной инспекцией противоречит прежде всего антимонопольному законодательству, так как это надзорный орган, осуществляющий лицензирование деятельности.
-В первую очередь он должен заниматься этим вопросом, - рассказал Костюченков. - Что касается рейтингов, по моему мнению, их должны составлять не надзорные органы, а профессиональное сообщество - ассоциации, саморегулируемые организации, Торгово–промышленная палата Ивановской области. Это будет правильно, так как в данном случае эти, скажем так, организации, объединяющие профессиональное сообщество, не имеют такого влияния на деятельность этих организаций и от них не зависит их дальнейшая судьба. То есть это независимая, самостоятельная оценка членов профессионального сообщества их деятельности. Более того, есть судебная практика из других регионов, по которой суды признали ряд методик и деятельность жилищных инспекций по составлению рейтингов незаконной и нарушающей антимонопольное законодательство. Поэтому, честно сказать, мое личное мнение: ГЖИ не должна все-таки этим заниматься, а должна заниматься непосредственно своей работой, а именно: наличие лицензионного контроля, контроля за жилищным фондом, разрешением вопросов деятельности управляющих компаний, обслуживающих организаций, ТСЖ, жилищных кооперативов, законности их деятельности и, соответственно, как они надлежащим или ненадлежащим образом содержат общедомовое имущество, качественно или некачественно оказывают услуги, коммунальные, например, ресурсоснабжающей организацией, обслуживающей или управляющей компанией. Вот это основная задача, чем должна заниматься ГЖИ.
По мнению собеседника, когда Госжилинспекция начинает распыляться на какие-то рейтинги и тратить свои ресурсы, то это неправильно, потому что мнение чиновника, оно все-таки мнение чиновника и чиновник - это не член профессионального сообщества. И смотрит он на этот вопрос со своей стороны, со стороны чиновничьей, и фактически ГЖИ начинает дублировать в этих рейтингах какие-то свои функции, которые и так законом предусмотрены.
-Более того, этот рейтинг оказывает существенное влияние на рынок товаров и услуг. Всем известны случаи в Тульской области, когда, например, компании, которые попадали в лидеры рейтинга, спустя полгода оказывались банкротами и речь в Тульской области шла о том, что рейтинги управляющих компаний дискредитировали орган государственной власти. Дело в том, что инспекции начали задавать вопросы: “Как так получилось, что вы в “зеленую зону” поставили, а потом они обанкротились?” Соответственно, жители остались ни с чем. Поэтому я считаю, это практика губительная и от нее нужно всеми силами отказываться.
В заключение Сергей Костюченков отметил: все-таки рейтинги - это некое абстрактное понятие, не предусмотренное в деятельности ГЖИ и действующим законодательством. Этим все-таки должны заниматься ассоциации, союзы профессионального сообщества. Это их задачи и это их функция. Все-таки ГЖИ должна заняться своей непосредственной работой - контролем и надзором за содержанием жилищного фонда, качественным оказанием услуг и лицензионным контролем.