Эксклюзивное интервью «Ивановских новостей» с экспертом ЦентроБанка
Несмотря на то, что, наверное, каждый человек слышал или читал про совершение мошеннических операций и способы им противостоять, актуальность этой темы не ослабевает, а, напротив, только усиливается день ото дня.
На вопросы «Ивановских новостей», почему деятельность дистанционных мошенников так продуктивна и как ей противостоять, ответила заведующий сектором платежных систем и расчетов ивановского отделения Банка России Марина Лукичева.
- Марина Николаевна, какова статистика по операциям, которые происходят без согласия клиента?
- За первое полугодие в России было зафиксировано более 360 тысяч несанкционированных операций. Общий объем транзакций без согласия клиентов составил 4 млрд рублей, это на 38% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
- Почему у мошенников настолько продуктивно получается воздействовать на людей?
- Мошенники отлично ориентируются в медиа пространстве, изменениях в законодательстве и социально-значимых темах. Преступники устраивают психологические ловушки – выводят нас из душевного равновесия, заставляют испытывать страх и располагают к себе как к источнику решения проблемы. А когда человек чего-то сильно боится, он плохо себя контролирует и часто поступает нерационально.
- Откуда у мошенников базы данных граждан?
Мы оставляем много информации о себе в интернет-магазинах, в социальных сетях, в обычных магазинах, когда оформляем дисконтную карту или карту лояльности, много информации уходит через фишинговые сайты. Частенько для завязки разговора преступнику нужно всего-то знать номер телефона и ФИО. Все остальное злоумышленникам сообщит сама жертва.
- Как повлияла пандемия коронавируса на деятельность телефонных аферистов?
- К сожалению, цифры показывают, что жертв обмана становится все больше. Количество мошеннических звонков с начала пандемии коронавируса увеличилось в три раза. В четырех из пяти случаев злоумышленники звонили людям якобы от лица различных финансовых организаций.
- Как происходит борьба с мошенниками со стороны банков, Банка России?
- Для борьбы с мошенниками ведется полномасштабная работа по всем фронтам: внедряются технические решения, построенные на математических моделях, совершенствуется ПО, как банковское, так и общесистемное.
Меняются технологические процессы, способы идентификации и аутентификации.
Изменяются нормативные акты, строится база, позволяющая эффективно бороться с мошенничеством, ужесточаются наказания.
Банк России участвует в подготовке новых законопроектов, направленных на эффективную борьбу с телефонными, кибермошенниками, инициирует блокировку телефонных номеров.
Так, за первое полугодие этого года было заблокировано почти 10 тысяч номеров – это в 4 раза больше, чем было год назад.
Также по инициативе Банка России было заблокировано более 4,7 тыс. сайтов, созданных с целью хищения денег у граждан.
К сожалению, никакие технические и законодательные новшества не будут работать пока главным уязвимым местом остаются люди, поэтому гражданам необходимо быть бдительными.
- Есть какой-то универсальный способ или правило, как можно противостоять злоумышленникам?
- Если вам звонят незнакомцы, представляются сотрудниками банка, правоохранительных органов или других ведомств, говорят, что на ваши средства кто-то покушается, предлагают срочную помощь, то единственный действенный метод – повесьте трубку.
Успокойтесь. Сами наберите номер телефона вашего банка и узнайте, что происходит с вашими средствами.