Работа водителя автобуса одна из самых напряженных: ранние подъемы, поздние завершения смены, постоянные стрессовые ситуации на дороге, недовольные пассажиры, - все это влияет на психологическое и физическое состояние водителя, а как следствие - на безопасность движения на дороге.
Из-за длительного перенапряжения во время управления транспортным средством водитель устает и теряет концентрацию внимания, снижается скорость реакции и способность трезво оценивать ситуацию. В этой связи соблюдение режима труда и отдыха водителя – важный аспект обеспечения безопасности пассажиров и других участников дорожного движения. Законодательство четко регулирует продолжительность пребывания за рулем, специальных и обеденных перерывов, межсменных периодов и других факторов.
С 1 июля 2020 года все автобусы категории М2 (транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн) и М3 (транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн), должны быть оснащены тахографами.
Данные требования установлены согласно Постановлению Правительства от 30 марта 2019 года №382.
Необходимость нововведений обусловлена участившимися в последнее время авариями, причиной которых становится превышение рабочего времени, без отдыха, водителями автобусов.
Контроль труда и отдыха осуществляется посредством тахографов - специальных прибор, которые контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств.
Данный прибор должен быть установлен на каждом автобусе с 1 января 2020 года.
Водитель обязан:
- иметь в наличии исправный прибор
- уметь эксплуатировать его
- предъявить путевой лист и данные с тахографа по первому требованию сотрудника ДПС
- уметь выводить данные для распечатки.
Отвечать за нарушение условий труда и отдыха водителей автобусов будут должностные и юридические лица, ответственные за их исполнение, а также сам водтель (при личном неисполнении). В соответствии с частью 3, которой дополнена статья 11.23 КоАП РФ в отношении нарушителей предусмотрены административные штрафы в размере:
- индивидуальный предприниматель - от 15 до 25 тыс. рублей
- юридическое лицо - от 20 до 50 тыс. рублей
- водитель - от 1,5 до 2 тыс. рублей
- должностное лицо - от 7 до 10 тыс. рублей.
Перед выездом на маршрут каждый водитель обязан пройти медицинский осмотр, получить от диспетчера или владельца предприятия путевой лист с графиком движения и режимом чередования вождения и отдыха, проверить исправность тахографа.
Лица, выдающие сопровождающие документы и разрешение на выезд несут ответственность за нарушение закона вместе с водителем.
Поэтому только ответственная и слаженная работа всех сотрудников может обеспечить безопасное прохождение маршрута.