Среда на Масленой неделе по традиции зовется Лакомкой. Это заключительный день так называемой «Узкой Масленицы» — перед наступлением «Широкой», начинающейся с четверга. Название говорит само за себя: в этот день было принято пировать от души, посреди всеобщего веселья, рассказали наши коллеги из «Калужских новостей».
Главная традиция Лакомки — визит зятьев к тещам, которые потчевали их собственными блинами. К столу, конечно, приглашали и прочих гостей, да и угощение не ограничивалось одними блинами: подавали творог, пряники, лепешки, кисель, чай, медовуху, баранки и многое другое. В народе верили: чем щедрее накрыт стол в этот день, тем больше удачи ожидает семью в будущем.
Если зять был еще только «потенциальным», то есть женихом, устраивали своеобразное гадание. Будущая теща предлагала ему два блина на выбор — со сладкой и с соленой начинкой. Выбор соленого блина сулил дочери «несладкую» жизнь с этим парнем, а сладкого — наоборот, счастливый брак. Порой парня могли угостить и «испытательным блином» — горьким или чересчур соленым, чтобы проверить его терпение и добрый нрав. Кстати, отказываться от тещиных угощений строго возбранялось: это считалось дурной приметой.
Бытовал и такой обычай: на Лакомку теща специально «умасливала» зятя, смазывая ему голову маслом, чтобы тот был мягче и добрее к своей жене. Девушки в этот день не сидели без дела — они устраивали «девичьи съезды», катались на санях и приглядывались к молодым людям. Да и вообще, несмотря на «домашний» оттенок праздника, молодежь все равно большую часть дня проводила на улице — в хороводах, гуляньях, на ярмарках и балаганах.
Существовала и особая примета, связанная с выпечкой: первый блин, испеченный на Лакомку, непременно должен был получиться тонким и ажурным — тогда весь год будет счастливым. Замешивая тесто, женщины нередко читали заговоры, например такой:
«Блинок к блинку испекла, каждый румяный, словно солнышко, плоский, как денежка. Лакомство в них заверну, достаток в дом притяну»
В ответ на угощение было принято отдариваться мелкими монетками. Их потом бережно хранили в доме как талисман, приносящий благополучие.