Сказки как терапия: ивановцы верят в чудеса и читают сказки для снятия стресса

Ивановцы верят в чудеса и читают сказки для снятия стресса

icon 19/12/2025
icon 20:00

© Гигачат

Гигачат

Подавляющее большинство жителей России (83%) признаются, что верят в чудеса. Таковы данные совместного исследования ВТБ и «Литрес», проведенного в декабре 2025 года среди более 600 респондентов. Оказалось, что сказки для россиян — не просто детские истории, а важный инструмент психологической разгрузки во взрослой жизни.

Почти семь из десяти опрошенных (68%) продолжают читать или слушать сказки, будучи взрослыми. Основные причины — эмоциональная разрядка и борьба со стрессом (27%), ностальгия по детству (23%) и потребность в позитивных эмоциях (18%). Любовь к этому жанру часто родом из детства: для 77% респондентов первыми рассказчиками стали мама или бабушка.

Родители ценят сказки за их развивающую роль. По их мнению, такие истории лучше всего развивают фантазию ребенка (16%), учат нестандартно мыслить и решать сложные задачи (14%), а также закладывают основы нравственности (12%).

Исследование также выявило литературные предпочтения нации. Абсолютным лидером среди отечественных сказок стала история Сергея Аксакова «Аленький цветочек». В национальный топ-5 также вошли «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака, народная сказка «Морозко», а также «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Пушкина.

Среди зарубежных произведений первой строчки рейтинга удостоилась «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена. Вслед за ней расположились «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла и «Золушка» Шарля Перро. Замыкают пятерку фаворитов «Русалочка» Андерсена и «Винни-Пух» Алана Милна.

Самым популярным сказочным героем был признан загадочный Чеширский Кот из «Алисы в Стране чудес». На второй позиции — отважная Герда из «Снежной королевы», а на третьей — сама Алиса. Также в лидерах Василиса Премудрая и медвежонок Винни-Пух.

Эти данные легли в основу новогодней инициативы ВТБ «Новогодничайте с домашним театром». В рамках проекта банк совместно с профессиональными драматургами и режиссерами адаптировал известные сказочные сюжеты в пьесы для домашних постановок в кругу семьи или друзей.

Исследование прошло в рамках поддержки VIII сезона литературной премии «Электронная буква — 2025», где ВТБ выступает генеральным спонсором. Банк также учредил специальную номинацию для чтецов «Голос классики».