Слабый репертуар фильмов привел к снижению посещаемости кинотеатров в России

Кинотеатры в России столкнулись с сокращением аудитории

icon 04/12/2025
icon 11:30

© Нейросеть "Шедеврум"

Нейросеть "Шедеврум"

Посещаемость кинотеатров в России, в том числе и в Ивановской области, в этом году снизилась из-за слабого репертуара и отсутствия крупных летних релизов, сообщили РБК участники рынка.

Владельцы киносетей отмечают «незначительное» падение зрителей. В то же время они подчеркивают, что часть аудитории не находит для себя интересных предложений в прокате.

Посещаемость кинотеатров в России снижается уже третий год подряд. По данным за январь–ноябрь 2023 года было реализовано 117,6 млн билетов – рост по сравнению с 2022 годом, когда из-за ухода голливудских студий продажи упали до 76 млн. Однако по сравнению с допандемийным 2019 годом, когда посещаемость достигла исторического максимума в 199,9 млн зрителей, аудитория фактически сократилась почти вдвое. Для сопоставления: за первые 11 месяцев 2015 года было продано 157,6 млн билетов.

Несмотря на уменьшение числа зрителей, кассовые сборы продолжают расти. По предварительным данным, в текущем году они уже превышают 46 млрд рублей, что на 10% больше уровня прошлого года и на 27,8% выше результата 2023-го. Рекордные сборы были достигнуты в 2019 году, когда объем продаж билетов превысил 50 млрд рублей.

Увеличение доходов напрямую связано с ростом средней стоимости билета. Согласно расчетам РБК на основе статистики ЕАИС, в 2025 году средняя цена выросла на 18% относительно прошлого года и превысила 425 рублей. Для сравнения: в 2019 году средняя стоимость посещения кино составляла 252 рубля.

По данным Минкультуры, несмотря на снижение посещаемости, рынок кинопроката по итогам 2025 года должен достичь около 50 млрд рублей. Ведомство рассчитывает на дальнейший рост и увеличение числа зрительских фильмов с господдержкой. Одной из мер стимулирования министерство называет финансирование продолжений популярных картин при условии их выхода в летний период, чтобы восполнить контент в сезон спада.

Эксперты характеризуют нынешнюю ситуацию как «неприток» – крупнейшие фильмы прошлого года ориентировались на более широкую аудиторию, чем ту, которую фактически привлекли. В текущем же целевая аудитория сузилась еще больше. Это связывают со слабостью репертуара и отсутствием крупных релизов летом. А рост стоимости билетов, как считают участники, происходит из-за увеличения издержек и отложенного повышения цен. Они также отметили, что в дальнейшем стоимость будет расти сопоставимо с ключевой ставкой.

Глава «Синема Парк» и «Формула кино» среди причин оттока аудитории выделил несбалансированное расписание и отсутствие технологий показа, которые способны конкурировать с домашним просмотром.

Президент сети «Каро» отметила, что конец года показывает хорошие цифры. Однако востребованность вечерних сеансов для аудитории 18+ остается низкой из-за нехватки крупных релизов. Она ожидает, что новогодние каникулы, которые будут длительными, могут принести высокие сборы.