В Ивановской области возбуждено дело о нарушении закона о рекламе протио телевизионщиков.
Ивановское УФАС возбудило дело о возможном нарушении закона о рекламе из-за размещения на канале «Россия-1» в региональном блоке (филиала ВГУП ВГТРК ГТРК «Ивтелерадио») о продукте «Вертера форте». Поводом стали заявления граждан, которые пожаловались на появление в эфире материалов о «чудодейственных продуктах Вертера» и приписанных им лечебных свойствах.
В жалобах, согласно материалам определения антимонопольного органа, содержалась ссылка на архив из трёх видеозаписей («артропласт», «ангеолайф» и «вертера форте»), размещённых на сервисе «Яндекс.Диск». Однако доказательств того, что эти ролики транслировались по телевидению, граждане не представили.
«Ивтелерадио» подтвердил лишь факт выхода в эфир одной передачи из списка. Реклама средства вышла по договору, заключённому между ВГТРК и индивидуальным предпринимателем Михаилом Найденовым из Владимира. Основным видом деятельности ИП, по открытым данным, является техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Запись эфира была передана в УФАС и приобщена к материалам дела.
При этом в «ГТРК «Ивтелерадио» сообщили УФАС, что видеоматериалы, на которые ссылались заявители, не предназначались для эфира и не содержат обязательных выходных данных, подтверждающих эфирность. Руководство филиала решило не размещать эти программы из-за претензий к их содержанию. В эфир вышел только один материал, который, по словам телекомпании, включал лишь документально подтверждённые сведения о свойствах продукта «Вертера форте».
В результате было установлено, что товар зарегистрирован не как биологически активная добавка, а как специализированный пищевой продукт диетического лечебного питания из ламинарии (водоросли).
В эфире прозвучали утверждения о якобы лечебных свойствах продукта, среди них:
- «вы данный продукт можете принимать, и тогда ваш диабет второго типа может и не наступить»;
- «один продукт обладает многими лечебными функциями… убирает токсины и восстанавливает дефициты, обеспечивает онкопрофилактику и даже меняет генетику…»;
- «мы нашли отзывы… диабет второго типа, … сахар был 9.8, эндокринолог назначил таблетки, вызывали тошноту,… с вертерой форте сахар снизился,… печень стала чище…»;
- - «давление снизилось…, ушло 5 кг веса, перестали неметь пальцы…».
Закон о рекламе запрещает распространять недостоверные сведения о свойствах товара, а также использовать конкретные случаи излечения и выражения благодарности потребителей в рекламе БАДов и пищевых добавок.
Владимирский предприниматель предоставил в УФАС сертификат о госрегистрации продукта «Вертера» и документы, подтверждающие патент на способ производства продукта из бурых водорослей, отчёт кандидата медицинских наук о применении продукта в комплексном лечении пациентов с ишемической болезнью сердца. Однако документально подтверждённые сведения, оправдывающие озвученные в передаче высказывания о предотвращении диабета, генетических изменениях либо персональных одобрениях продукта, предприниматель не представил.
Назначено рассмотрение дела. К ответственности могут привлечь как рекламодателя, так и рекламораспространителя.