13 ноября во всем мире отмечается Международный день слепых. Эта дата приурочена ко дню рождения Валентина Гаюи — французского педагога, основавшего в XVIII веке первые школы для незрячих. О том, как живется незрячим людям в Иванове и области, с какими трудностями они сталкиваются и какую поддержку получают, корреспондент "Ивановских новостей" побеседовал с председателем Ивановской городской организации ВОС Алексеем Назаретским.
— Алексей Валерьевич, какие принципы Валентина Гаюи остаются актуальными для вашей организации сегодня?
— Во-первых, это человек, который впервые вообще задумался об образовании незрячих людей. Он на свои деньги основал школу для незрячих в Париже. Благодаря его инициативе такие школы распространились по всему миру, в том числе и в царской России, где первая школа появилась в 1807 году. В своей практике мы видим: когда человек теряет зрение, важно не просто оказать ему материальную помощь, но и помочь восстановить веру в себя, получить новые навыки. Мы продолжаем дело Гаюи, создавая среду, где незрячие люди могут учиться, работать и реализовывать свой потенциал. Например, в нашем компьютерном классе люди старшего поколения осваивают программы речевого доступа — и это открывает для них новые возможности общения и получения информации.
— В чем главный смысл Международного дня слепых в современной России?
— В этот день принято особенно говорить о проблемах, которые существуют у незрячих людей. Но, в общем-то, эти проблемы те же, что и у любого горожанина. Мы, как и все, хотим хорошие тротуары, безопасно переходить дороги, чтобы нормально работали светофоры и пешеходные переходы. То есть наши желания совпадают с желаниями большинства.
— Сколько незрячих людей состоит в вашей организации?
— Дело в том, что наша организация общественная, и когда человек получает группу инвалидности по зрению, он не всегда к нам приходит. Членство у нас добровольное. Так что я могу сказать только о членах организации. В городской организации Иванова сегодня состоит около 520 человек, по области — примерно 1200. А реальное количество инвалидов по зрению в разы больше.
— С какими самыми серьезными проблемами сталкиваются незрячие люди в области?
— Сложности, конечно, есть. Вот, например, человек заканчивает вуз, а потом сталкивается с проблемой трудоустройства. У многих есть педагогическое образование, но устроиться в обычную школу в Ивановской области невозможно — не берут. Есть проблема и с образованием для детей. У нас работает школа-интернат для детей с остаточным зрением, но совсем слепого ребёнка родителям приходится увозить в специализированные интернаты в Нижний Новгород, Владимир или Кострому. В нашем регионе такого учреждения нет.
— Что дает человеку членство в ВОС?
— Во-первых, мы узнаем первыми о всех технических новинках. Вот что касается компьютерной техники, гаджетов, телефонов, компьютеров — это большой помощник для незрячих людей. Мы проводим обучение, учим пользоваться этими приборами. У нас есть институт, специальный центр в обществе слепых, куда мы направляем наших людей, чтобы они там получили не только элементарную реабилитацию — где люди обучаются обихаживать себя, готовить, гладить, пришивать пуговицы, приводить себя в порядок, быть самостоятельным — но и профессиональное обучение. В этом центре обучают компьютерному делу, музыке, лозоплетению, овощеводству. Раньше было автомобильное дело, готовили механиков для ремонта автомобилей, сейчас это убрали. Но осталось много специальностей: переплетное дело, сапожное дело, по ремонту обуви.
— Как обстоит дело с доступностью городской среды?
— Большая проблема сейчас у нас с тротуарами. Если касаться центральных улиц, здесь более-менее еще все прилично выглядит. Чуть углубляешься в сторону, свернешь — там уже улицы, скажем так, нормальному зрячему человеку трудно пройти, не говоря уже о незрячих. Социальные объекты, как правило, стараются привести свои здания, сооружения согласно программе "Доступная среда". И в общем и целом это выполняется.
— Какие проекты, направленные на социальную и культурную интеграцию незрячих, реализуются в области?
— Знаю, что музей имени Бурылина выиграл не так давно грант для того, чтобы выставить свои экспонаты для тактильного ощущения, чтобы незрячий человек пришёл и мог руками потрогать копии экспонатов. Это хорошее дело. С другими музеями дело обстоит похуже. Также у нас есть областная библиотека для незрячих на Демидова, 6, с филиалами в Шуе, Кинешме, Тейкове. Они выдают книги рельефно-точечным шрифтом, укрупнённым шрифтом, а также книги в аудиоформате на флеш-картах.
— Бывают ли насмешки или нападения на незрячих?
— О нападениях я не слышал. Насмешек в настоящее время стало меньше. Народ стал более понимающий. Раньше, в начале двухтысячных годов, в девяностые годы, часто было такое: стоишь на остановке, спрашиваешь номер маршрута, а тебе отвечают "синий" и ха-ха-ха, они вроде как считают, что пошутили. Сейчас редко это встречается, и то если невоспитанная или глупая молодёжь.
— Создают ли незрячие люди семьи?
— Да, да, совершенно верно. У нас есть в городе и не одна семейная пара, где муж и жена полностью слепые. Они живут вместе, ведут совместное хозяйство, дети есть у них.
— С каким главным стереотипом о незрячих людях вы бы хотели раз и навсегда покончить?
— Незрячим людям помогать нужно, это однозначно, но не хватать его в охапку и тащить, не спрося. Надо спросить, нужна помощь или нет. Я всегда привожу пример: стою я перед перекрестком, жду друга, ко мне подбегает бабушка, схватила меня в охапку, пока я объяснял, что мне не надо на ту сторону, она меня уже перетащила. Поэтому прежде чем помочь, спросите, нужна ли помощь. Помогать нужно, но деликатно.
— Ваши пожелания в Международный день слепых?
— Продолжать жить дальше, несмотря ни на что, потому что отсутствие зрения — это не предел жизни, не конец жизни. Жить можно и без зрения, делать то, что делают обычные зрячие. Пусть медленнее, пусть нужны какие-то дополнительные приспособления, но можно делать все тоже самое и жить полноценной жизнью.