По данным ВТБ, за первые пять месяцев 2025 года россияне оформили автокредитов на сумму около 500 млрд рублей. Это на 48% меньше, чем за тот же период прошлого года. В мае объем рынка составил примерно 115 млрд рублей, что на 2% выше апрельского показателя, но почти вдвое ниже уровня мая 2024 года.
Основными факторами снижения спроса остаются высокая ключевая ставка, ужесточение риск-политики Банка России и рост утилизационного сбора. Небольшой майский рост связан с активностью дилеров, предлагающих скидки для распродажи складских запасов, а также с перетоком спроса из-за ожиданий дальнейших ограничений кредитования.
Большая часть кредитов (65%) приходится на новые автомобили, чему способствуют господдержка и субсидированные программы. В ВТБ 98,5% таких сделок оформлены на машины китайских и российских брендов. Средняя сумма кредита на новые авто составила 1,05 млн рублей (+15% с начала года), а на подержанные — 969 тыс. рублей (-10%).
Эксперты отмечают, что рынок переживает структурные изменения: классическое кредитование сокращается, а спрос смещается в сторону субсидированных программ. Банки фокусируются на качестве портфеля, особенно в сегменте машин с пробегом, где высокая ставка требует более осторожного подхода, рассказал вице-президент, начальник управления партнёрских продаж автокредитов ВТБ Константин Каракалов.