В День российской науки «Ивановские новости» запустили серию интервью с экспертами из разных областей научного знания, чтобы узнать, каково быть исследователем, насколько популярна наука и как много молодых людей в неё вовлекается.
Для справки. День российской науки ежегодно отмечается в нашей стране 8 февраля. Праздник был учрежден указом президента РФ от 7 июня 1999 года и ознаменован 275-летием со дня основания в России Академии наук. Для него не выделяют отдельного выходного, однако для людей, причастных к научной среде, он является весьма важным и значимым. Однако помнят ли в принципе граждане нашей стране об этом дне, важен ли он для них? Вопрос на злобу дня. На него попыталась ответить Евгения Константинова, кандидат химических наук, декан факультета органической химии и технологии, доцент кафедры химии и технологии высокомолекулярных соединений Ивановского государственного химико-технологического университета.
—Здравствуйте, Евгения Павловна! Что вы думаете по поводу Дня российской науки? Как Вы его воспринимаете?
—Здравствуйте! Я очень рада, что такой праздник есть в нашей стране. Я очень рада, что он сочетается не только с Днём основания Российской академии наук, но еще и с днем рождения Дмитрия Ивановича Менделеева. И я рада, что есть повод вспомнить о том, где зарождаются новые технологии, новые знания и где постигается истина. То есть общество обращает свое внимание на научно-исследовательский сектор, который на сегодняшний день крайне важен для развития страны и технологий во всем мире.
—Насколько, по Вашему мнению, велика его значимость вообще в обществе? В научном сообществе? Как к этому празднику относятся жители и научные деятели Ивановской области?
—Знаете, если говорить об обществе в целом, я думаю, что если бы этот день был выходным, то он был бы очень значимым для всех жителей нашей страны. Поскольку 8 февраля может быть любым днём, в зависимости от года в том числе и рабочим, говорить о том, что вся страна его ждет, конечно, опрометчиво. Но то, что новостная лента информационных каналов, телевидение, интернет дают больше данных о научных достижениях, соответственно, к этой дате – в этом есть великий, на мой взгляд, смысл. Потому что обращать внимание на научные технологии, открытия, лаборатории, которые есть в нашей стране, очень важно. Очень важно поддерживать и умы современности для того, чтобы их мотивировать открывать новые знания, постигать истину и разрабатывать новые технологии.
—Как, насколько Вам известно, в стране отмечается этот день? Как он отмечается в Ивановской области? В ИГХТУ?
—Что значит это дата для Химуниверситета? Могу сказать совершенно точно, что и ИГХТУ – вуз, который славится не только по всей стране, но и за рубежом своими научными школами, поэтому, конечно, День науки для нас – праздник серьезный. Мы, безусловно, очень горды тем, что причастны к научному знанию, что можем передавать свой опыт подрастающему поколению, можем быть на стыке современных научных технологий и предлагать решения тех проблем, которые сегодня особенно остро стоят перед исследователями. Хочу сказать, что в ИГХТУ к этой дате проводятся мероприятия не только для студентов, но и для школьников. Так, 6 февраля у нас прошел турнир, в котором приняли участие тринадцать школ, команды ребят в составе одиннадцатиклассников поборолись за звание лучших классов профильной направленности. Конечно, мы понимаем, что эти достижения школьников являются результатом огромного труда их наставников-учителей, мы рады, что такое сильное поколение подрастает на Ивановской земле и готовы приложить все усилия, чтобы эти ребята остались в городе и получали высшее образование в хорошем вузе, были полезны в нашем регионе.
![](https://region.center/source/Ivanovo/2025/02/08/photo_2025-02-07_13-07-48.jpg)
—Много ли сейчас молодых людей интересуются тем, чтобы в будущем стать научными деятелями? В Ивановской области, в ИГХТУ таких много? Сколько среди них химиков?
—Знаете, наука все-таки не массовая культура. Нельзя сказать, что все студенты-выпускники хотят стать научными работниками. Если говорить серьезно, ведь это копание, скажем так, ямы и иногда натыкаешься на какие-то тяжелые камни, и научный поиск сопряжен с некими, может быть, даже иногда неудачами, и к этому нужно тоже быть готовыми. Результат бывает не сразу, но, тем не менее, для пытливых умов учиться в университете, поступать в аспирантуру, продолжать работать в качестве преподавателей очень важно. Поэтому отрадно, что интерес есть, но назвать его массовым нельзя.
—Стоит ли на данном этапе популяризировать науку, чтобы вовлекать молодых исследователей? Или наука не резиновая, то есть сейчас и так много людей, занимающихся различными исследованиями? Если стоит, то какими способами?
—Стоит ли популяризировать? Конечно, стоит. Безусловно, мы должны рассказывать школьникам и родителям, студентам простым языком о том, какие совершаются великие дела в стране, мире, конкретно в вузе, чем занимаются профессора, научные сотрудники и, возможно, использовать для этого не только форматы лекций, семинаров. Для этого можно использовать новые интересные формы взаимодействия – турниры, квизы, игровые технологии. Проектная деятельность на базе университета – то, что сейчас является важным в 10 классе и входит в образовательную программу. Безусловно, наука должна быть открытой для интересующихся, чтобы зародить этот самый интерес со школьной скамьи.
—Кого можно считать заслуженным деятелем науки? Сколько таких людей Вы насчитываете в Ивановской области? Сколько из них знаете лично?
—Заслуженный деятель науки – все-таки награда, которая утверждается нашим Министерством [Министерством образования и науки РФ – пом.ред.], поэтому тут мы можем взять биографии наших профессоров и найти немало достижений в этой области, в области научных исследований, признания этих достижений Министерством. То есть такое звание у нас носят многие профессора Химуниверситета. Называть кого-то лично, наверное, неправильно, вдруг я кого-то забуду. Но в контексте этого вопроса мне бы хотелось вспомнить легендарную фигуру, легендарного научного исследователя нашего университета, города, области и, Вы знаете, не побоюсь этого слова, страны, Оскара Иосифовича Койфмана, академика РАН, которого, к сожалению, вот уже год как нет с нами, но дело его живет. Химуниверситет его помнит, чтит, и знание о том, что с такой личностью нам посчастливилось работать, мы и транслируем нашим студентам.
На фото Евгения Константинова и Оскар Койфман.
—Как Вы решили стать исследователем? В какой момент Вы поняли, что заниматься наукой – дело Вашей жизни?
—В свое время я училась в Химическом лицее при ИГХТУ, у нас была очень сильная подготовка по химии, физике, математике, поэтому, на самом деле, после окончания Химлицея вопрос о том, куда поступать, вообще не стоял. Потому что нас очень сильно готовили к обучению в высшей школе, – именно в Химуниверситете – поэтому выбор был очевиден. Более того, скажу, что на первом курсе после Химлицея мне казалось, что учиться очень легко, потому что ту базу, тот фундамент, основы для получения высшего образования были заложены в таких профильных классах. Я очень благодарна судьбе, что, собственно говоря, в свое время выбор пал на Химлицей ИГХТУ.
—Что бы Вы хотели посоветовать, просто сказать молодым исследователям, которые только начали заниматься научной деятельностью?
—Тем, кто интересуется наукой, у кого есть потребность в исследованиях, есть интерес, я желаю обязательно идти в вуз, где можно заниматься интересными научными исследованиями. Мы реализуем программы проектной деятельности для школьников, чтобы они поняли, как это интересно, а иногда и сложно. Да, это непростая задача, но, если у ребят горят глаза, мы должны этот огонь поддерживать и разжигать, ни в коем случае не тушить. В свою очередь, университет прикладывает максимум усилий для того, чтобы тем, кому интересна научно-исследовательская работа, предложить удовлетворять этот интерес в лабораториях нашего университета. И, если мы говорим о том, нужно ли этим заниматься – конечно, нужно. Ничто так не развивает, как учеба и научно-исследовательская работа. Можно еще нагрузить себя какими-нибудь другими задачами – игрой на музыкальных инструментах. И вообще, как показывает практика, чем больше таких задач для мозга, тем эффективнее он развивается до 25 лет. Поэтому, конечно, в свою очередь, я рекомендую студентам тратить время на поиск и решение научных задач, и ни в коем случае не опускать руки, даже если не все получается сразу. А результат придет рано или поздно, и придут хорошие стипендии, придут хорошие гранты, и государство обязательно окажет поддержку, но для этого нужно сначала постараться.
—О каких мерах поддержки для научных деятелей Вы знаете? Есть ли какие-то премии за исследовательскую деятельность? Как поддерживают молодых специалистов, которые только начали свой путь в науке?
—Говоря о поддержке государства, я имею в виду то, что сейчас прекрасные стипендии для тех, кто занимается наукой. Повысили стипендии Президента Российской Федерации, Правительства РФ. Есть и внутренний конкурс университета на научную стипендию, и это тоже весомое дополнение к обычной стипендии, то есть размер ее может достигать даже 30 тысяч рублей. Сегодня меценаты обращают внимание на то, что нужно поддерживать науку и ребят-студентов, которые не работают где-то после учебы, а проводят время в лабораториях университетов. Сейчас есть такие меры поддержки – именные стипендии. Есть также предприятия, которые платят своим студентам дополнительные стипендии. Программ очень много, молодым специалистам сейчас поддержка оказывается и от государства, и от предприятий, и от частных партнеров. Для того, чтобы быть победителем этих конкурсов нужно, конечно, потрудиться, постараться.
—Спасибо Вам, Евгения Павловна, за интересный рассказ о том, как сейчас развивается естественная область научного знания в Ивановской области, как живут студенты и преподаватели, выбравшие своей специализацией именно химию!