Эксперты определили три самые распространенные схемы телефонного мошенничества, на которые пришлось до 80% всех инцидентов с января по октябрь 2024 года. В основном злодеи представлялись лже-сотрудниками банков и операторов связи, далее по списку идут звонки якобы из государственных органов. Замыкает тройку схема, связанная с фиктивными заработками на инвестициях и подработкой в интернете. Об этом в преддверии FINOPOLIS 2024 сообщил руководитель департамента цифрового бизнеса, старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов.
Представляясь банковскими работниками, операторами связи или сотрудниками госструктур, мошенники пытаются выманить у потребителя секретный СМС-код для подтверждения действий в интернете, установить вредоносную программу на смартфон или заставить перейти по фишинговой ссылке. Получив доступ в личный кабинет, мошенники могут делать, что захотят - в том числе. оформлять кредитные продукты и выводить деньги с карт и счетов.
По другому сценарию клиентам предлагают заработки за счет фейковых инвестиций, подработки в интернете или даже покупки валют. В этом случае ивановцев должны насторожить слова о быстром заработке на резком скачке стоимости инвестиций или акций компаний.
-Клиент переводит на сторонний счет сначала небольшие суммы, видит прибыль, после чего увеличивает вложения, в том числе за счет кредитных средств. Получив деньги, злоумышленник пропадает, – говорится в тексте сообщения.
Вообще мошенники в 2024 году стали активнее манипулировать своими жертвами, например, используя персональную информацию о них. К такому выводу пришли эксперты ВТБ.
Чугунов также отметил, что схема обмана подбирается с учетом возраста, социального положения, статуса клиента и оформленных на него банковских продуктов. По его словам, злодеи «цепляют» его уже отработанными уловками, например, обещанием быстрого заработка или оказывают психологическое давление, настаивая на срочных мерах якобы для восстановления доступа к сервисам.
Никита Чугунов подчеркнул, что на рынке меняется портрет самих мошенников – все чаще речь идет о подготовленных и финансово грамотных профессионалах, которые хорошо разбираются в психологии людей, умеют в нужный момент оказать давление на собеседника.
-Около 85% пострадавших самостоятельно переводили деньги на неизвестные счета, снимали наличные, отдавали их неизвестным, делились с ними личной информацией, - констатировал специалист.
В этом контексте он привел пословицу «Доверяй, но проверяй», имея в виду, что всегда нужно сохранять критическое мышление и помнить, что разговор по телефону с неизвестным может обернуться потерей денег».
Немного статистики: львиную долю звонков в этом году мошенники совершали по мобильной связи – 67 процентов. При этом в пиковые моменты в июле и августе этот показатель достигал 89 процентов. А вот через мессенджеры поступают 33% мошеннических звонков.
А тем временем в Ивановской области мошенники представляются сотрудниками энергосбытовой организации, сообщили в пресс-службе регионального УМВД. Полиция призывает ивановцев быть бдительными и не поддаваться на их уловки.
63–летняя жительница одной из деревень Ивановского района пояснила: ей на мобильный телефон поступил звонок от неизвестной, она представилась сотрудником энергосбытовой организации.
Заявительница продиктовала незнакомке код из смс-сообщения после того, как та уведомила, что ей необходимо сменить электрический счетчик.
После этого последовал звонок от мужчины, который сообщил пренеприятное известие, мол, ее аккаунт на "Госуслугах" взломан.
-Пенсионерка стала переживать, что ее данным действительно угрожает опасность, прервала разговор и обратилась в полицию за помощью, - говорится в тексте сообщения.
В полиции уточнили, что возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 272 УК РФ - "Неправомерный доступ к компьютерной информации". Злоумышленника грозит до семи лет лишения свободы.