В минувшую пятницу ивановцев взбудоражила новость о смерти молодого водителя троллейбуса “Адмирал”. Напомним, мужчине было 42 года, он трудился на маршруте №5, вел здоровый образ жизни. В свой недавний отпуск он не отдыхал, а выходил на работу. По словам общественника Владимира Батурина, делал он это, скорее всего, вынужденно из-за небольшой зарплаты. Батурин считает, что на наших глазах происходит развал муниципального предприятия. Так ли это на самом деле, "Ивановским новостям" рассказали в мэрии. Также выяснилось, что у ивановских водителей самая низкая часовая ставка по стране. Связаны ли между собой переработки и преждевременная смерть? Я задал Владимиру Батурину несколько вопросов.
-Владимир, примечательно, что это не единственная смерть в МУП “Ивановский пассажирский транспорт” за последнее время, на днях здесь на рабочем месте скончался слесарь техобслуживания.
-Помните, зимой пригоняли новые автобусы? Их сначала ставили на территории предприятия. Так вот, тогда умер водитель тягача, это было в этом году. Пару лет назад умерла женщина-водитель 10-го троллейбуса, так ей и 40 не было. Также умер водитель с 4-го маршрута. Понятно, что у всех разные причины смерти.
-Ивановские водители троллейбусов вынуждены подрабатывать. С чем это связано?
-У них самая низкая часовая ставка по стране. Во “ВКонтакте” есть тематические паблики - троллейбусные, железнодорожные. Где-то с периодичностью в год они проводят анонимные опросы среди сотрудников, и люди выкладывают свои квитки. Зарплата формируется, исходя из оплаты за час, еще есть премиальные, надбавки, классность, стаж и пр. Та часть, которая почасовая, у нас самая низкая. Почасовая с июля 2024 года у водителя троллейбуса в Иванове 54 рубля 87 копеек. Например, в Коврове около 100 рублей, а в Питере около 200 рублей. Чтобы мотивировать водителей работать в выходной день (потому что нехватка кадров) платят не в двойном размере, а даже в тройном. В том же Коврове люди выходят за двойную и у них все равно в итоге больше получается, чем у нас за тройную. Боюсь ошибиться, осенью 2022 или 2023 года в Госдуме проходил какой-то комитет. Люди приезжали из разных городов, одна женщина-водитель это все откровенно рассказывала. Обсуждали, может, ввести какие-то доплаты, а от Иванова даже никто не приехал. Там рассказывали, какие меры поддержки должны быть для оплаты работникам муниципального транспорта.
-В тоже время вы говорите, что у директора МУПа самая высокая зарплата среди директоров муниципальных предприятий. И она никак не зависит от количества рейсов и оперативности ремонта.
-Выйдет 40 троллейбусов из положенных 96 или выйдет 70 - это никак не отразится на его зарплате. Поэтому в этом плане у него нет никакой мотивации. Несколько лет назад об этом писали некоторые местные СМИ. Всего таких предприятий около 10, у “троллейбусного” директора она была около 100 тысяч рублей. Сейчас все декларации закрыли, не посмотреть.
-Сколько в среднем получает водитель ивановского троллейбуса?
-Вы знаете, эту информацию можно преподнести по-разному. Например, новичкам платят стипендии. Заманивают красивыми суммами, но при этом не говорят, сколько часов и смен надо отработать, чтобы ее получить. Если водитель работает с кондуктором, у него одна сумма. Без кондуктора нагрузка увеличивается и сотрудник получает больше. Если водитель живет без выходных, он может заработать и 70 тысяч, но какой ценой! Переработки, разумеется, влияют и на здоровье, и на безопасность пассажирских перевозок. Я знаю случаи (не буду называть имен), когда водители работают по 28 и даже 29 смен в месяц. С одной стороны, пассажирам хорошо, что троллейбус на линии и перевозит людей, с другой - это определенные риски и в плане безопасности, и в плане удара по здоровью самого водителя. Пока организм молодой, нагрузки переносятся нормально, но со временем усталость накапливается и это все сказывается не лучшим образом на здоровье.
-Грубо говоря, если работать без выходных, можно заработать около 70 тысяч рублей?
-Я образно сказал, у всех квитки разные. Если, скажем, водитель работает без кондуктора, идет доплата 5 рублей 40 копеек с каждого билета. Еще влияет, какой маршрут. Потому что на одном маршруте, грубо говоря, на девятом проедет 50 человек, а на какой-нибудь шестерке - 500. Зарплата также зависит от количества перевезенных пассажиров, разные составляющие.
-За лето уволились около 5 водителей?
-Да. Как раз уходили те, кто работал без кондуктора. Еще я слышал такой момент, когда с кондуктором, в кассу приезжает больше денег, а когда без него - каким-то образом меньше. Здесь надо разбираться. Понятно, что не все пассажиры берут билетики. Также есть соблазн не довезти все собранные деньги до кассы, украсть, в общем. Никто же не смотрит, не проверяет. Это все влияет на статистику, потом говорят, что у нас меньше пассажиров ездят.
-Раз уж речь зашла про кондукторов, нельзя не вспомнить про то, что МУП к 16 декабря хочет их всех уволить. Что думаете по этому поводу?
-Причина, как мы помним, - это переход на бескондукторное обслуживание. Считаю, что все идет по плану постепенного закрытия предприятия. 5 водителей уволились за лето, 1 умер на днях, 10 уволятся в декабре (они не смогут работать без кондуктора и, скорее всего, уйдут) - это минус 16 водителей за полгода, даже при Шарыпове такого не было. Неужели Александр Шаботинский все это делает в интересах частников? Также хочу обратить внимание губернатора Станислава Воскресенского на развал муниципального предприятия. Фомину до сих пор припоминают закрытие трамвая, а Шаботинский, вероятно, войдет в историю ивановской летописи, как человек, закрывший троллейбус. Сначала они говорят о том, что якобы никто наличкой не платит - сократим кондукторов, затем скажут: никто троллейбусом не пользуется - давайте его закроем. Ломать - не строить. А Департамент дорожного хозяйства и транспорта после закрытия троллейбуса будет вынужден покорно выполнять все капризы частников, потому что своего транспорта уже не останется. Или депо добивают под иногороднего автобусного перевозчика?
-Расскажите про свой визит к новому мэру Александру Шаботинскому.
-Я был у него спустя примерно месяц после его назначения. Написал “ВКонтакте” в одном из комментариев, мол, открыт с предложениями и мыслями. Меня пригласили, но я так и не понял, зачем. Напротив меня был заместитель директора Дашин, который рассказал, что у них низкий коэффициент провозимости пассажиров, но при этом главу города, как я понял, все устроило. Судя по всему, он не видит в этом проблемы. Дело в том, что нужно проводить какие-то глобальные реформы. В 2019 году я ездил в Ковров, в Рыбинск и сделал фильм о том, как работает электротранспорт в этих городах. Он называется “Секрет успеха. Лучшие троллейбусные города”. В этих городах сократили заместителей, провели определенную оптимизацию и ряд мероприятий. А у нас раздут штат заместителей директора, им тоже зарплату надо платить.
В заключение Батурин сказал о том, что его поражает отношение властей к этому виду транспорта - троллейбусу. По его словам, складывается впечатление, что они сами не понимают, для чего он необходим.
-Когда проходят спортивные мероприятия, второстепенные улицы перегораживают новыми троллейбусами. Это выглядит как-то странно. Неужели для этого тратили столько миллионов? Когда снимают перекрытия, троллейбусы дружно едут в депо, а частники в это время перевозят.
В пресс-службе Ивановской мэрии нашему корреспонденту сообщили, что власти всеми возможными способами пытаются найти решение проблемы с нехваткой водителей.
-По поводу уничтожения МУП ИПТ: мы наооборот обновляем весь подвижной состав, продлеваем маршруты. Если бы стояла задача уничтожить предприятие, эта работа не проводилась бы. За последние 15-20 лет впервые была построена линия, и мы продлили работу троллейбусов до Рождественского микрорайона. Кадровый голод, который характерен для всех сфер общества экономического блока, коснулся в том числе МУП ИПТ.
В администрации также ответили на вопрос, почему умирают сотрудники троллейбусного предприятия
-Этот вопрос даже и не к нам. Этот вопрос правильнее будет адресовать здравоохранению. Государственные предприятия и муниципальные в том числе, как правило, жестко и четко соблюдают все необходимые требования трудового законодательства. Рабочие, которые трудятся на предприятии муниципального сектора экономики, получают полный соцпакет. Он также включает какие-то элементы, связанные с диспансеризацией и проверкой здоровья. На вопрос, в чем причина гибели сотрудника или преждевременной смерти, к сожалению, я не могу ответить, его, повторюсь, необходимо адресовать все-таки в органы здравоохранения, которые могут квалифицированно назвать причину смерти. Она может быть связана с миллионом разных причин. Что касается переработок, водители же не на каторге в конце концов, не в кандалах работают. Эта работа не физическая, они не бегают 40 километров. Умозаключение людей, которые говорят, что смерть связана с какой-то нагрузкой, оно, наверное, появляется от нехватки информации и сродни каким-то домыслам.
По поводу самой низкой часовой ставки в стране на предприятии в мэрии посоветовали подготовить запрос.