С 1 сентября 2020 года вступили в силу изменения в нормы страхования исполнения обязательств заемщика. В чем их суть, разъясняет заместитель управляющего ивановским отделением Банка России Алексей Сергиевский:
«Сразу хочу обратить внимание, что закон вступает в силу с 1 сентября 2020 г. и распространяется на договоры страхования, заключенные после 1 сентября 2020 года.
Принятые законодательные поправки позволяют заемщику, который досрочно погасит кредит или ипотеку, отказаться от договора страхования и получить часть уплаченной им стоимости страховки. Страховая компания или ее агент (банк) вернут страховку в течение семи рабочих дней после получения заявления клиента за вычетом той ее части, которая пропорциональна истекшему периоду страхования, если, конечно, не произошло страхового случая.
Помимо этого, кредитор в установленной им форме заявления о предоставлении потребительского кредита (займа) или ипотеки обязан информировать заемщика о следующем: об особенностях договора страхования и возможности от него отказаться, о размере страховой премии и других платежах, из которых формируется стоимость этой услуги, либо указывать максимально возможный размер платежа, включающего страховую премию и другие платежи.
Кроме того, законом предусмотрено право заемщика отказаться от договора коллективного страхования, заключенного в связи с предоставлением ему потребительского кредита (займа) или ипотеки.
В течение 14 календарных дней с момента присоединения к коллективному договору страхования клиент имеет право отказаться от страховки и полностью вернуть сумму, уплаченную за нее. Например, банк заранее заключает со страховой компанией коллективный договор страхования, а потом вписывает в него своих клиентов как застрахованных. Расторжение таких договоров раньше было невозможно, так как страхователь не являлся одной из сторон договора. Теперь страховая компания обязана вернуть деньги в течение семи рабочих дней, при условии, что не было страхового случая. Если заемщик был застрахован в банке, то и возвращать деньги будет банк.
Принятые поправки сохраняют подход, в соответствии с которым кредитор вправе увеличить размер процентной ставки по кредиту в случае отказа заемщика от договора страхования.
Если страховая компания отказывает потребителю в возврате страховой премии в период охлаждения, то на нее можно написать жалобу в Банк России. Оперативно это можно сделать в разделе «Интернет-приемная» на сайте cbr.ru».