Балет – невероятно нежный и завораживающий эмоциями и пластичностью вид сценического искусства. В Международный день танца корреспондент СИ «Ивановские новости» пообщалась с удивительной артисткой, чья жизнь наполнена грацией, трудом и вдохновением. Она посвятила себя искусству балета, преодолевая трудности и достигая новых высот на сцене. О пути в мир танца, о том, что вдохновляет и как она справляется с вызовами профессии, поделилась своими мыслями о красоте и сложности балетного искусства прима-балерина Ивановской государственной филармонии Маргарита Заболошина.
— Маргарита, как начинался Ваш путь в балете? Вы занимаетесь им с раннего детства?
Фото из личного архива Маргариты Заболошиной
—Я занимаюсь балетом с десяти лет. Однако я вообще хотела рисовать в детстве, но как-то не вышло отдать меня в художественную школу – набирали в хореографическую. «Ну ладно, хотя бы куда-нибудь», – подумала я. Весь первый год в балетной школе заниматься мне не нравилось, потому что нужно было ехать на другой конец города рано утром. Я говорила маме, что хочется бросить это занятие, но она – как обычно бывает: родители просят дотянуть до конца года – попросила потерпеть до конца года и, если дальше не захочется заниматься, не нужно будет больше ходить. И в конце года нам поставили в первый раз маленький танец – то ли «Полечку», то ли «Галоп» – в балетной школе была еще маленькая сцена – мы как-то вышли, нам дали юбки – красивые, именно из сетки в несколько слоёв, пышные с поясом. Я, надев эту юбку и станцевав, получила удовольствие от выступления на сцене. И больше не захотелось уходить – ощутила особую магию. Мы просто до этого в балетной школе делали одни упражнения у станка – это было рутинно, не празднично. Сам момент танца вдохновил продолжать заниматься балетом.
— Вам с самого начала легко давались упражнения?
— Нет, не очень легко. У меня данных для балета особых-то и нет. Может, какие-то «выворотности» давались легче, но, в целом, было нелегко.
— Как Вы поняли, что балет – дело всей жизни? В какой момент это произошло?
— Мне просто захотелось. Это желание – хочется танцевать, есть ещё другие юбки, другие танцы. Я стала ходить в оперный театр как зритель каждый месяц по нескольку раз, видела эти спектакли… Это просто желание –хочется туда [на сцену – пом.ред.]. В 11 лет такое желание осознанно сформировалось.
— И Вы по окончании школы как раз поступили в институт? Сколько Вы тогда учились?
— Я поступила в Челябинский институт искусства и культуры, где проучилась четыре года.
— Хотелось бы продолжить разговор о Вашей деятельности, искусстве и узнать о том, какие цели были намечены, кроме, конечно, того, что Вы желали побывать на сцене и стать артистом, на которого Вы когда-то смотрели как зритель. Какие цели Вы себе ставили?

— То, о чем Вы сказали, не думаю, что можно назвать целью, это именно желание. А цель – танцевать в театре. Но, опять же, после института не получаешь профессию артиста балета, чтобы потом могли взять в театр. Ты становишься именно балетмейстером, преподавателем хореографии. И поэтому в последствии искала, где можно танцевать без образования артиста балета. Тогда и пригласили в Иваново.
— Относительно карьерного роста, как сейчас оцениваете то, насколько Вы выросли в профессии?
— Хочется танцевать соло, у меня так сейчас и получаются сольные спектакли. Я, наверное, дошла до ручки (шутливо).
— Это невероятная высота, которую перепрыгнуть уже никак? Или, может быть, есть что-то выше?
— Дальше, наверное, ты как артист балета сколько-то десятков лет танцуешь, и впоследствии это заканчивается. Потом можно стать педагогом, или балетмейстером, или получить другую профессию. Если ты, конечно, продолжаешь работать в том же театре, становишься репетитором или балетмейстером, наверное, можно сказать, что это становится продолжением карьеры.
— Хотелось бы понять, как Вы проходили путь от студентки, которая только-только окончила учебное заведение и недавно стала артисткой балета, до примы-балерины?
— Сейчас я прима, потому что я единственная балерина – несколько лет назад я вообще единственная танцевала балет. В Музыкальном театре, куда меня и позвали в начале пути, я приходила, были массовые танцы, их было много. Но в то же время в параллель шли сольные. И так на протяжении 25 лет. Последние 10 лет были только сольные танцы. Так день за днем, потихонечку я шла. В Филармонии есть еще возможность еще и делать спектакли со своим видением, задумкой и их исполнять. Иногда же бывают недопонимания между балетмейстером и исполнителем. Когда ты совмещаешь, таких проблем не бывает – если что-то не нравится, сам с собой переговорил, сам себе поменял какие-то моменты.
— Тем не менее, несмотря на то, что Вы это единолично придумываете и исполняете спектакли, есть же люди, которые дают Вам советы, смотрят со стороны на постановку?
— Да, я приглашаю посмотреть. У знакомых зрителей спрашиваю их мнение. Подсказывают и деятели культуры. Спрашиваю и переделываю.
— Не отходя далеко от темы, как делалась постановка «Айседора»? Как долго разрабатывалась идея, насколько сложно было ее реализовать?

—Это был спектакль ещё в Музыкальном театре. Там появилась идея сделать вечер в честь двадцатилетнего творческого стажа. Лисовская хотела поставить «Айседору», но всё как-то не доходили руки, и я спросила, можно ли как раз совместить балет «Айседора» и творческий праздник. У балетмейстера тогда были какие-то параллельные постановки, поэтому я сама в результате себе и поставила. Режиссёром пригласили либреттиста Лидию Веселову – она проработала канву, актерские сцены помогала ставить. Сначала был один акт, а потом уже получилось удлинить хореографию на два.
— Почему именно «Айседора»?
—Я ведь не хотела сначала её ставить. Айседора же была против пуантов, просто за чистый свободный танец. Я хотела чисто балет. Но потом я сделала акцент на том, что на то время у Айседоры Дункан была достаточно революционная мысль о том, что танец является естественным выражением свободы, ощущения свободы, души, что танец – связь с космосом. Этот момент был интересен. Хореография получилась приклассиченная – Айседора танцевала свободно, простыми движениями. Мы же усложнили, но показали ее непростую историю.
— Как как зрители приняли «Айседору»?
— Хорошо, так как это был творческий вечер,
— Когда «Айседора» была одноактной, там тоже последовательно показывалась история?
— Да, там показывалось всё, но было очень мало Есенина, не было сцен с обществом, Греция была сокращенной. Всё, что было, пунктиром, расширили.
— Может, у Вас что-то в разработке находится сейчас?
— Да, есть желание что-то поставить. Но сейчас даже некогда. Смеюсь, некогда подумать. В этом году всё плотно, насыщенно – один спектакль за другим, репетировали, восстанавливались. Хотелось бы поставить драматически наполненный спектакль с катарсисом, как мы любим. Но не вокруг какой-то личности. Может, литературный.
— Как балет влияет на физическое состояние? Были ли травмы, насколько серьезные?
— Вообще, балет хорошо, благотворно влияет на физическое состояние человека. Я стараюсь заниматься каждый день. После урока ощущаю себя даже эмоционально хорошо, бодро, есть какая-то легкость. Позвоночник подтягивается, мышечным корсетом он поддерживается, значит и меньше болит. Но это с одной стороны, если так грамотно, и в согласии с самим собой заниматься. Травы разумеется бывают. У меня как-то раз на стопе кость треснула. Ну ничего, зажило и дальше пошли.
— Если с физикой разобрались, что с лирикой? Как на эмоциональное состояние влияет балет?
— Благодаря моменту есть возможности выйти на сцену и рассказывать истории. Это важный момент. После спектаклей прорабатываются, проживаются эмоции, прокручиваются в голове ситуации. Можно сказать, как проработка с психологом, но внутри себя – выходишь изменённым, обновлённым, очищенным. Эмоционального выгорания не было. Было, наоборот, «недогорание» – в периоды без спектаклей, без работы. Точнее, физически эта работа была, а эмоциональной отдачи зрителю не было, не было рефлексии, чисто техника.
—Как обстоят дела с конкуренцией в балете? Сейчас, насколько Вам известно, используют «грязные» методы – подсыпают стекло в пуанты или что-то в этом роде?
— По сути вся жизнь – конкуренция в том смысле, что мы себя постоянно пытаемся проявлять, показывать, что мы достойны занимать какое-то место. В балете делать что-то подлое – это зависит от самих людей. Может быть, что-то и подрезают, какие-то ленточки. Стёкла, слушала артистов Мариинского и Большого театров, уже не подкладывают в современном мире. Спектаклей много, поэтому места всем хватает. Это уже устаревший метод. Сейчас, может быть, по-другому совсем делают.
— Как Вам кажется, современному ивановцу интересен балет? Если сравнивать, например, что было 10-20 лет назад с современностью, что-то изменилось? Всё так же людям интересно ходить на спектакли, они их также продолжают вдохновлять?

— У нас недавно четыре балета было, приезжал Чувашский театр на гастроли, был полный зал. Мне кажется, людям интересно, но они должны знать о то, что будет интересное, захватывающее зрелище, которое увлечет их эмоционально.
— Каким Вы видите будущее балета в Иванове?
— Думаю, в принципе таким же, как и сейчас. Раньше шли балетные спектакли на разных точках – в театре, в дворце, выступали разные коллективы. Сейчас тоже это есть – у нас также проходят спектакли в ЦКиО, театре. Думаю, так и будут проходить классические постановки. Да их может быть где-то будет меньше, где-то больше, они могут быть разными, но, тем не менее, они все равно будут.
— Маргарита, как Вы считаете, в балет придут современные технологии? Имею в виду искусственный интеллект при разработке сценариев, инновационные материалы для пошива костюмов.
— Думаю, если искусственный интеллект будет вообще везде, а он сейчас проникает во многие области, то и в балет он тоже придет. Голограммы уже пытались ставить, проецировать танцовщика на несколько экранов, то есть с этим танцуют, работают. Главное, чтобы в этом была глубина истории, будут передаваться глубинные эмоции.
— Если бы можно было повернуть время вспять, Вы бы всё равно пошли по своему нынешнему пути?
— Да, по тому же пути. Может быть, с какими-то корректировками, но тем же. Например, исправить те моменты, когда разрабатывалось что-то, но потом не выходил результат. Я всё равно выбрала бы балет, потому что уже привыкла к нему, это уже что-то родное.
— Каким Вы видите завершение своей карьеры?
— Каких-то четких представлений нет. Думаю, постепенно от балетно-танцевальных спектаклей перейти к актерским. Не хочется лишний раз строить планы. Стараюсь смотреть, что подкинет жизнь.
— Может, у Вас есть какое-то напутствие молодому зрителю или мечтателю, который хотел бы связать свою жизнь с балетом?
— Приходите заниматься к нам в студию, приходите на уроки, может, вам понравится. Приходите на спектакли. Тем, кто занимается балетом, хочется посоветовать никогда не останавливаться – заниматься несмотря ни на что. Если есть желание, надо брать и делать.