Партия КПРФ в лице депутата Павла Смирнова выступила против муниципальной реформы, а именно преобразования четырех районов нашей области в муниципальные округа.
Напомним, законопроекты были приняты в первом чтении Ивановской областной Думой на этой неделе. Предполагается, что в новоиспеченных Ивановском, Верхнеландеховском, Палехском и Вичугском муниципальных округах самоуправление будет организовано по одноуровневой системе, то есть сократится число депутатов на местах, у всего округа будет только один орган управления в административном центре, а администрации при поселениях перестанут существовать. Власти и население по-разному восприняли нововведения: одни говорят о том, что оно позволит эффективнее распоряжаться бюджетом за счет сокращения расходов на аппарат управления, другие опасаются, что не останется лиц, которые бы представляли их интересы при решении важных вопросов.
Во время принятия законов представителям партий дали слово прокомментировать свое решение. Павел Смирнов начал издалека, аж с Великой Октябрьской революции, с момента создания первых органов местного самоуправления. По мнению Смирнова, на самом деле роль местного самоуправления начала гаснуть уже давно, с момента начала централизации власти. Именно тогда начала разрываться и связь между властью и народом.
«В результате проводимой федеральной политики по централизации власти в современной России, на мой взгляд, настойчиво и последовательно всё это привело к настойчивой и фактической ликвидации системы местного самоуправления. Из-за систематического и даже хронического недофинансирования и отсутствия необходимых средств, особенно в сельских поселениях, роль депутатов, сельских, да и городских советов свелась фактически к роли статистов и психологов. Жители обращаются к депутатам, а у них и полномочий не так много, и средств нет, чтобы исполнить какие-то наказы избирателей. В итоге, они могут только выслушивать многочисленные проблемы. Главы же сельских поселений превратились в вечных просителей средств, как из районного бюджета, так и из областного, поскольку все-таки решение многочисленных проблем требует больших затрат. А система выстроена так, что главой района становится человек, который превращается в барина, такого местного царька, который решает единолично, кому давать, кому не выделять денежные средства. И как будет вести глава сельского поселения перед ним, будет ли участвовать в различных процедурах и схемах, сверху навязанных, от этого и будет зависеть судьба поселения.
То есть жители прямого воздействия на эти решения не имеют. И на протяжении последних лет повсеместно также ликвидировали прямые выборы глав районов, заменив их на наемных менеджеров. Это дополнительно привело к разрыву связи между гражданами и властью. Произошедшие изменения привели к падению интереса избирателей к выборам», — сказал Павел Смирнов.
Как и многих несогласных с реформой, Смирнов сомневается, смогут ли в будущем жители новых муниципальных округов решать свои проблемы оперативно. Да и стоит ли принимать такой закон, если его инициаторами являются не сами жители. К тому же уменьшится количество депутатов и крайне маловероятно, что уменьшение это не коснется политических партий и народных избранников – этих представителей, которых и так немного, станет еще меньше.
«Все-таки, не торопимся ли мы, проводя объединение четырех муниципалитетов так быстро? Не приведет ли это к тому, что у жителей будут базовые услуги ликвидированы?, — говорит Смирнов, — Ну и в теории, все-таки инициаторами грядущих изменений, связанных с объединением, на мой взгляд, должны выступать жители. Людям-то все равно, хоть будет одноуровневая система, хоть десятиуровневая, хоть одна вторая уровня. Главное, чтобы решались проблемы. Это самое главное. Но на сегодняшний день для жителей сел и деревень, а это преимущественно старшее поколение, население, к сожалению, стареет, местные администрации или, как их раньше называли, сельсоветы, являются самым доступным органом власти.
В сельские администрации можно относительно быстро по времени и расстоянию обратиться, обозначив свою проблему. А осуществленная реформа приведет к увеличению дистанции между гражданами и руководством муниципалитета. Слишком много в этих вновь образованных муниципальных округах будет зависеть от одного человека - от главы самого муниципального округа.
К тому же, прежняя, точнее, действующая система выборов в сельских поселениях, она позволяет избрать где-то там 8, 10, 12 депутатов и теоретически, могут избираться также представители других партий и, например, самовыдвиженцы, люди, которые, по крайней мере, будут не молчать и ставить, обозначать накопившиеся у избирателей проблемные, болезненные точки.
Депутатский корпус, как правило, составляют сотрудники бюджетной сферы, которые ведут себя правильно и руки поднимать вверх в нужный момент. Можно ли говорить о гражданском согласии, если систему управления на муниципальном уровне свели к соглашательству и борьбе с любым проявлением иной точки зрения.
Потому что вновь вводимая система, к сожалению, может вычистить представителей других политических партий. На практике количество народных избранников, естественно, изменится. Может быть, это более подходящая система к малочисленным районам, но в данный момент при обсуждении проекта закона возникает достаточно много вопросов. Принял решение по данным вопросам голосовать против, позицию свою обозначил», — заключил Смирнов.