В последнее время в регионе участились случаи продажи семян, которые отсутствуют в официальном Государственном реестре сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, разрешенных для использования в России. Так, недавно в регионе было выявлено более 10 запрещенных сортов, 31 запрещенный сорт был выявлен в октябре, 40 наименований сняли с продажи в ноябре.
В новом подкасте «Ивановских Новостей» беседуем с Натальей Прониной, заместителем начальника отдела фитосанитарного надзора, семенного контроля и качества зерна. А для тех, кто больше привык читать, а не слушать, публикуем нашу беседу в виде интервью.
— Наталья Юрьевна, расскажите, почему так много нарушений и много ли по сравнению с соседними регионами Владимирской и Костромской областью?
— За период 2024 года на территории Ивановской области управлением выявлено около 160 таких правонарушений, про которые начали говорить. В реализации выявлено 1 572 партии семян сельскохозяйственных растений, сорта которых не включены в государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. По статистике, с соседними регионами, хочу сказать, что нарушения такие встречаются и встречались ранее. Я думаю, что производители, которых наши реализаторы берут как на территории соседних областей, так и нашей, они одинаковые, здесь конкурировать регионам совершенно не нужно. Но, тем не менее, нарушения выявляются во всех регионах и они однообразны.
— Не включённые в реестр, по сути, запрещённые к продаже. Чем вообще опасны такие семена? Может быть, есть случаи, когда эти опасения действительно оправдывались?
— Хочу пояснить, что государственный реестр в государственный реестр селекционных достижений семена попадают после проведения определённых испытаний. Нахождение сорта в реестре обозначает, что семена проверены специалистами, и гарантируется, что данный сорт генетически не модифицирован, приспособлен к тем или иным климатическим условиям и не причинит вред здоровью человека и окружающей среде. Поэтому эти испытания долгосрочны. Производители таких семян не дожидаются окончания этих испытаний и стремятся быстрее выпустить их в реализацию.
— Какими основными способами выявляются такие семена?
— Специалистами управления систематически проводятся выездные обследования, то есть бесконтактно с предпринимателями. При осмотре мест реализации, в том числе и несанкционированных, информацию просматривают на пакетиках с семенами, перепроверяют их с реестром селекционных достижений и выявляют вот такие интересные названия. И потом мы информируем не только население, но и территориальное управление того региона, откуда поступили такие семена. И там тоже проводится в отношении этих производителей семян некая работа.
— Интересные названия свойственны только запрещенным к продаже семенам или это вполне нормальное явление?
— В основном эти забавные названия встречаются как раз у незарегистрированных семян.
— Кроме профилактических визитов, консультирований или выездных обследований других способов выявить запрещенные семена нет? Может быть, были жалобы?
— Жалоб не поступало на протяжении последних лет, граждане и какие-то предприятия к нам не обращались. Наблюдение, проведение таких мероприятий — это основная работа инспекторского состава сотрудников управления, особенно в период предпосевных работ.
— Наталья Юрьевна, я правильно понимаю, что в основном не зарегистрированные в реестре семена уже выявляются только на этапе сбыта?
— Верно.
— Получается, что после выявления эти семена изымаются из оборота, и что с ними происходит дальше? Их проверяют и вносят в реестр или уничтожают?
— Выдаётся предостережение и предприниматель, соблюдая добросовестность и исполнительность, которая, в принципе должна быть во главе угла предпринимательской работы, снимает с реализации продукцию. Нам поступает информация, что продукция снята с реализации. Изъятие, уничтожение — это не компетенция управления.
— Были ли случаи, когда получал продавец предостережение и не исполнял его? Дальше что-то с ним делали в этом случае?
— В основном мы встречаемся с добросовестными предпринимателями, которые реагируют на выданное предостережение. Но все ли они добросовестны, не могу сказать, потому что за всеми наблюдать постоянно и систематически, в режиме ежедневного наблюдения нет возможности. Но, информируя население, мы преследуем цель предотвратить распространение, покупку. Соответственно, если гражданин проинформирован, он не будет покупать эти семена. Тем самым и предпринимателю нецелесообразно будет реализовывать их.
— Наталья Юрьевна, как долго вы работаете в отделе фитосанитарного надзора? Что удивило вас на службе с самого начала?
— Непростой вопрос. В службе я работаю достаточно долго, более 20 лет. Удивительных моментов не только в этом виде надзора случается, причем не только удивительного, но и интересного. Поэтому глубокие знания, опыт, какие-то другие жизненные инструменты всегда очень пригождаются.
— Какие самые резонансные случаи продажи семян Вы можете назвать за Вашу 20-летнюю практику?
— Продажи запрещённых сортов семян резонансных, думаю, что не было. Но именно в нашем регионе вспоминается посев незарегистрированных семян льна или горчицы (уже не вспомню). Предприятие, зная, что семена не разрешены к использованию, их купило, ввезло и осуществило высев. И, конечно, посевы, все были перепаханы, к использованию не допущены. Это были незначительные площади, тем более, что лен и горчица тогда и сейчас пока только в процессе ввода культуры в наш регион.
— А как предприятие тогда это объяснило?
— Они все списали на своё незнание. Поэтому все мероприятия, информационные, и консультирования, и профилактические визиты все направлены на информированность населения и самого предпринимателя, чтобы он не допускал в своей деятельности или в своих действиях то, о чем мы говорим.
— Больше не было таких случаев, чтобы пресекали высев запрещённых семян, а площади перекапывали?
— При проверочных мероприятиях ранее выявлялись случаи, когда сельскохозяйственное предприятие готовилось к высеву и не удостоверялось в посевных и сортовых качествах своих семян. Такое тоже встречалось, поэтому выдавались предписания, предостерегалось, и в принципе предприятия или делали замену семенного материала, или высевали что-то разрешённое на этих площадях.
— То есть кто тут больше всего ответственность несёт? Продавец, предприятие, которое их высеяло, или производитель?
— Каждый отвечает за свои действия. Отвечают все, однозначно.
— А если говорить о гражданах?
— Граждане, приобретая такую продукцию и высаживая на своём личном подворье, огороде без дальнейшей реализации, отвечают только за свои действия и за себя. Если они будут допускать реализацию такой продукции в каких-то масштабах, то это уже другая ответственность. Многие же излишки свои потом продают. Вообще закон о семеноводстве, он для сельскохозяйственной продукции, предназначенной для реализации.
— Житель покупает семена, он не знает точно, что вот что эти именно семена запрещены. Как покупателю не попасться и случайно не приобрести запрещён сорт семян?
— Любой гражданин и предприниматель в период, когда он планирует сделать покупку в больших масштабах, или гражданин, который хочет приобрести один пакетик тех или иных семян, вправе воспользоваться интернет - ресурсом на сайте Госсорткомиссии, где он может занести название сорта в поисковике, удостовериться, есть ли этот сорт в этом реестре. Если есть, то выйдет полная информация с его описанием, критериями и так далее. Если нет, то ничего сайт не выдаст.
— А кроме сайта есть какие-то другие способы? Часто люди более старшего поколения занимаются посевами, покупают семена. Не все умеют пользоваться интернетом, не все могут зайти на этот сайт.
— Государственный реестр — это очень большая информация, хранить ее в распечатанном виде невозможно. Но, обратившись в наш орган, можно проконсультироваться о наличии или отсутствии того или иного сорта. Консультации с жителями ведутся, консультируем всех. Но я думаю, что все равно все проинформированы, все имеют возможность выхода в Интернет. Поискать, найти, я думаю, затруднений не возникнет.
— Пакетики с запрещёнными семенами, получается, внешне вообще никак не отличаются от обычных?
— Внешне невозможно распознать. Ведь производитель производит как зарегистрированные семена, так и другие, которые не входят в реестр. Но озадачиться информацией с пакетика все равно нужно. Как называется сорт, имеется ли информация о герметичности упаковки, также на упаковке должно быть указано ботаническое наименование, наименование сорта и гибрида, сведения о производителе семян, номере партии тоже будет полезно узнать, дата упаковывания упаковки и масса в граммах, а также многие пишут информацию о химическом и биологическом препарате, который применялся при выращивании. Производитель также может указать дополнительную информацию о сорте или гибриде.
Так вот, отсутствие каких-либо пунктов, которые я назвала, может косвенно говорить о том, что что-то не так.
— А интересные названия могут стать тревожным звоночком?
— Могут. Интересные названия, конечно, встречаются и в зарегистрированных семенах. Я не исключаю, потому что их масса, мы сейчас просто не приведём каких-то примеров. Но «Диво дивное» должно насторожить, это привлекает.