Травматолог Николай ЕГОРОВ: «Иногда у ребёнка пропадает чувство самосохранения и страха перед опасностью»

icon 03/06/2021
icon 19:29
Важная новость
Травматолог Николай ЕГОРОВ: «Иногда у ребёнка пропадает чувство самосохранения и страха перед опасностью»

Автор: dnepr.express

dnepr.express

Начался летний сезон и школьные каникулы. У детей стало больше свободного времени. Возрос риск попасть в неприятности из-за любопытства, окружающих опасностей, желания рискнуть и выглядеть лучше среди сверстников. Причин детского травматизма на самом деле много. А последствия всегда одни: госпитализация, иногда даже операция, долгий период реабилитации, случается, что даже и инвалидность.

«Из кладовок родители достали любимым чадам роликовые конуки, выкатили велосипеды, гироскутеры, мопеды. Все это привело к тому, что обращаемость детей в травмпункт за последние полторы недели возросла практически в 2 раза. Среднее количество детей, которые в настоящее время обращаются в травмпункт, - это около 65-70 человек в день», - рассказал  корреспонденту  «Ивановских новостей» заведующий травматолого-ортопедическим отделением Ивановской областной детской клинической больницы врач-травматолог-ортопед высшей категории Николай Егоров.   

Сегодня он наш гость и эксперт. И тема для обсуждения будет мега-актуальная.  

- Если месяц назад к нам обращались в сутки около 35 детей, то сейчас цифра увеличилась в 2 раза. Даже бывает и такое, что число обратившихся возрастает до 80 детей за день. Это говорит о том, что активность детей увеличилась и травматизм, соответственно, тоже, - говорит доктор.

- Дети обращаются с самыми различными травмами?

- Да. Это первичное обращение с полученной травмой, начиная от ушибов, всевозможных ссадин, маленьких мелких травм и заканчивая переломами и серьезными травмами.

- Среди них находится место скутеристам, велосипедистам, мотогонщикам?

- Да, среди них есть мопедисты, которые столкнулись даже с автомобилями. Также есть дети, которые падают с турников. Есть и те, кто выпал из окон. То есть контингент совершенно различный. И возраст разный. Это напрямую связано с характером травмы. Если, например, мы говорим о выпадении с высоты, то, по статистике, это в основном дети младшей возрастной группы: от полутора-двух до 6 лет.

Это дети, которые выпали из окон, в первую очередь, по недосмотру родителей. Вероятнее всего, попытались опереться на москитную сетку и выпали. Практика показывает, что сетка не спасает от выпадения! Говорю это родителям.

Вторая категория детей - это мопедисты-скутеристы. Понятно, что это возрастная группа от 13 лет и старше. Никто сейчас не покупает средств защиты: наколенников, налокотников. Также никто не катается в защитных шлемах. Поэтому при падении дети получают тяжелые травмы,.

Третий момент, который влияет на травматизм, и я о нем уже говорил, - это активность детей, которая связана с наступлением каникул. Много времени ребята проводят без присмотра взрослых.

- Николай Евгеньевич, как удержать детей около себя? Многие родители работают. Да и подростки сегодня очень самостоятельные.

- Да, они играют самостоятельно, развлекаются самостоятельно. У ребенка нередко пропадает чувство самосохранения и страха перед опасностью. Один знакомый врач приучил своих внуков беречь здоровье следующим образом. Он брал утюг, включал его и когда он уже был достаточно горячий, он просто подносил руку, чтобы они понимали: это горячо. Это приучило их относится к подобным вещам и приборам с опаской. Если ребенок не ощущает никакой опасности и не может видеть перспективу развития событий, у него чувство самосохранения не так развито. Я считаю, что во многих трагедиях лежит вина родителей.

- Понятно, мопед ребенок сам не купит. Потому вся ответственность лежит на нас.

- Когда родители в качестве подарка или по просьбе ребенка покупают спортивный инвентарь или технику, надо понимать о том, что они могут таить в себе дополнительную опасность. Поэтому надо ребенка приучать, например, при торможении к выбору траектории. Ребенок обязательно должен знать дорожные правила. И понимать, что их нужно соблюдать.

- У нас в регионе достаточно много недостроенных зданий, всевозможных строек. Подобные недострои - излюбленное место для прогулок детворы. Насколько это опасно?

- В этом году пациентов, пострадавших на недостроях, пока  не поступало.  Надо понимать еще такой момент, что дети иногда скрывают, где они получили травму. Поэтому если ребенок в таком старшем возрасте не хочет расстраивать родителей, чтобы они знали о его занятиях экстремальными видами спорта, тогда его желание скрыть причину травмы понятно.

Опять же если не получилась какая-то катастрофическая травма. 2 года назад ребенок упал с заброшенного дома и получил открытый перелом голени. Такую травму уже не скроешь. Начался травмоопасный сезон и родителям надо понимать и проводить беседу с чадами, интересоваться, где они проводят свободное время, чем занимаются. Понятно, что если мы возьмем структуру травматизма, то на данный момент становится понятным: у нас по травмам в отделении лежит больше мальчиков, чем девочек. Это опять говорит о том, что мальчики ведут более агрессивный образ жизни.

- Вы рассказывали о состоянии четырех детей, которые падали с высоты, выпадали из окон. Один из них был «тяжелый». Как их самочувствие сегодня?

- Один ребенок так и остается в тяжелом состоянии в реанимационном отделении. Других выписали. То, что их выписали, это еще не значит, что они выздоровели. Они просто закончили курс стационарного лечения.

Дальше им предстоит продолжить курс амбулаторного лечения. И эти сроки будут достаточно длительные. Потому что у всех пострадавших сочетанные травмы, повреждения разных костных структур. Лечение займет не один и не два месяца.

Опять же надо говорить о том, возникнет ли полное восстановление тех поврежденных структур, которые на данный момент у них есть. Я считаю, что какие-то остаточные моменты будут присутствовать. Вопрос только в том, когда они начнут проявляться. То есть до определенного момента у ребенка хорошо развит компенсаторный механизм.

Если, например, была позвоночно-спинальная травма, и произошел перелом позвонков, конечно, сейчас на данный момент, когда ребенок маленький, это может пройти как бы бесследно. Но через 4-5 лет - просто мы таких детей уже встречаем - у них боли в спине хронического характера. При обследовании выявляются вторичные изменения, которые, я так думаю, напрямую связанные с той травмой, которая была получена несколько лет назад.

Многие дети, даже падая с большой высоты, не всегда получают фатальные повреждения, если сравнивать со взрослыми. Это опять же говорит о том, что у ребенка достаточно сильны компенсаторные, защитные механизмы организма.

- Насколько много у вас пациентов, которые получили травмы от ударов качелями? На детских площадках такое случается.

-Такого в этом году не присутствовало, в прошлом году у нас были такие травмы. Это приводит к тому, что возникает не только рана в области лба или затылка, но это приводит к достаточно тяжелой черепно-мозговой травме, ушибу головного мозга. Были случаи травм, которые сопровождались переломом костей черепа. Это все достаточно серьезно. Опять же, почему ребенок подошел к качелям? Потому что был без присмотра. Сугубо отрицательную динамику мы отметили в прошлом году летом. Это было связно с тем, что были закрыты лагеря.

Ковидная обстановка привела к тому, что в летний период у нас жесткий карантин был снят. Понятно, что родителям необходимо было выходить на работу и поправлять свое финансовое состояние, и при этом до этого какая-то часть детей находилась в лагерях, и была под присмотром. А прошлым летом они были предоставлены сами себе. И это мы почувствовали на себе. Летний период был очень жаркий. Если сказать грубо, мы перевыполнили план в два раза. При средней госпитализации 100-110 человек у нас проходило около 170.

- Сложных экстренных операций тоже было много?

-У нас отделение стоит на современных методах и принципах лечения скелетной травмы детей. Поэтому большей части детей проводится оперативное лечение непосредственно в день госпитализации, в день обращения. Если состояние ребенка позволяет, то операция выполняется в первые часы.

- Зачем откладывать? Состояние ведь может ухудшиться.

- Откладывать нет смысла. Это называется выполнение первичного окончательного остеосинтеза. Это приводит к тому, что ребенок находится у нас в отделении на порядок меньшее количество дней. В среднем от 5 до 7 дней они сейчас находятся. То есть он достаточно быстро возвращается в семью, в обычную для него обстановку. Это позволяет выполнить раннюю реабилитацию. Также это позволяет добиться хороших результатов в плане сращений достаточно в ранние сроки.

- Николай Евгеньевич, и в заключении расскажите, насколько велик риск получить не удовольствие, а неприятности на природе?

- Сейчас действительно увеличилось количество укусов собаками детей. Также мы фиксируем очень большое количество обращений укусами клещами. Бывает и такое, что обращаются по 15-20 юных пациентов в день. Надо понимать: если дети находятся на природе, надо правильно одеваться, защищаться определенными спреями.

Берегите своих детей! Многих бед и неприятностей, которые обычно летом случаются с ними, можно избежать.