Летчик-испытатель Николай Бездетнов о крушении самолета под Ивановом: Прежде всего, надо рассматривать версию о диверсии

Летчик Бездетнов причиной крушения Ил-76 под Ивановом предположил диверсию

icon 16/03/2024
icon 16:18
Важная новость
Летчик-испытатель Николай Бездетнов о крушении самолета под Ивановом: Прежде всего, надо рассматривать версию о диверсии

Автор: Краеведческий музей МКУ "Культура"/Вконтакте, источник фото.

Краеведческий музей МКУ "Культура"/Вконтакте

Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Николай Бездетнов в беседе с корреспондентом СИ “Ивановские новости” рассказал о том, что потерпевший крушение над Ивановом военно-транспортный самолет Ил-76 был еще отработан в социалистические времена, когда в стране было много грамотных инженеров. Наш сегодняшний собеседник в первую очередь известен тем, что, будучи летчиком-испытателем ОКБ имени Н.И. Камова, 17 июля 1982 год поднял в воздух опытный образец боевого многоцелевого ударного вертолета Ка-50 («Черная акула»), который, в свою очередь, открыл новую страницу боевого вертолетостроения. Я задал несколько вопросов Николаю Бездетнову по поводу недавней трагедии в Ивановском районе.

-Николай Павлович, как думаете, почему в Ивановской области 12 марта упал самолет?

-Отказ одного двигателя никак не мог привести к крушению судна. Получается, надо искать какие-то сопутствующие причины. Прежде всего, надо рассматривать версию о диверсии, но и не упускать из виду, что инженеры у нас стали не те. Подготовка специалистов не та, вообще истоки надо искать в разрушенной средней школе. Что бы там ни было, специалисты и с диверсантами разберутся нормально, и с техникой. Причина этого - и в будущих неприятностях - на мой взгляд, заключается в развале школьного образования. Если оно будет продолжаться, у нас будет все хуже и хуже. 

-Последними словами экипажа Ил-76 стал доклад о возгорании четвертого двигателя и вылетающих из него лопатках, которые повреждали системы.

-Так это все связано со специалистами.

-Но ведь перед полетом самолет осматривают.

-Это все туфта. Летчик перед полетом ничего не увидит. Летчик выполняет, что требует инструкция, он проходит, как попик, вокруг летательного аппарата - там пощупает, там похлопает. Главное - это послеполетная техническая подготовка. Этим должны заниматься техники. У опытного летчика есть возможность. В наше время летчики действовали так: несмотря на то, что была проведена достаточно высокая наземная подготовка, летчик запускал двигатели, выруливал, взлетал, он прежде всего вживался в состояние судна. В это время обращается внимание на шумы, вибрации, запахи. Уже по этим признакам можно определить, нормальная полетная ситуация или нет. Именно от здоровых ощущений возникает перспектива на полет.

Отказ двигателя обязательно чем-то сопровождается, это может быть то, о чем я сказал - вибрация или шум, на приборах может сработать давление, температура. Причина неприятностей возникала не мгновенно, а постепенно. Летчики раньше умели ее предварительно замечать на фазе подготовки. Тут все резко произошло, конечно, более внимательно надо сосредоточиться на опыте персонала и во вредительских всяких вещах. Если там был летчик старого образца, который способен многое почувствовать перед тем, как что-то произошло, если он не почувствовал, значит точно кто-то там подложил какую-то мину или другую какую-то гадость. Против нас выступают большие силы, они могут придумать любую неприятность и замаскировать ее. Но есть вещи, которые никак не скроешь. Если это было резко и быстро, значит, неестественно. 

-Видно было, как самолет горит в воздухе.

-Перед тем, как двигателю загореться, об этом многое говорит в кабине. 

-По неподтвержденной информации, якобы перед крушением кто-то слышал хлопок.

-Задолго до хлопка летчик тоже много чего увидит и услышит. Во время хлопка происходят более серьезные вещи, значит, это вражеская реакция. Я бы сначала этот вопрос рассмотрел, а потом бы переходил к технической части, которая бы опять замкнулась на школе, черт побери, если серьезно делать выводы. На умственной подготовке молодых людей вообще, а потом специалистов.

-Что можете сказать про героизм летчиков, которые увели самолет от жилых домов?

-Увели самолет или так получилось - это размышления политически-технического порядка. Слава Богу, что самолет не попал на жилые постройки. 

-Глава Комитета ГД по обороне Андрей Картаполов в беседе с журналистами рассказал, что причиной крушения, вероятно, стала техническая неисправность. 

-У меня свое мнение, без этого я бы сам не выжил, в жизни у меня много чего было. Формировать свое мнение различными опросами - дело абсолютно неверное.

-Было объявлено, что причины катастрофы устанавливает комиссия главного командования ВКС РФ. Что думаете по этому поводу?

-У нас погиб мировой человек Юрий Гагарин, а комиссия, сами знаете, чего тут говорить. Чтобы дальше никто об этом не рассуждал, взяли и засекретили эти материалы. Если исходить по существу от безопасности авиационного человека, надо обращать внимание прежде всего на знания. Если будут знания, будет легче справиться не только со случайными ошибками, но и преднамеренными. Надо плотно разговаривать с теми, кто организует плохую школьную учебу. У них была какая-то причина, чтобы у нас стали случаться такие штуки, не важно, по техническим делам они пришли или по вражеским. Все равно это связано с образованием, будет образование, не будет путей для этих проявлений.