В конце 2015 года в городском отделе Госавтоинспекции сменился руководящий состав. На пост начальника данного ведомства был назначен Александр Седых. Свое первое интервью новый начальник ГИБДД дал городскому порталу IvDay.ru.
- Александр Викторович, предлагаю начать нашу беседу с одного из самых острых и злободневных вопросов: сдача на права. Почему практический экзамен, мягко говоря, сдают далеко не все желающие?
- Могу отметить, что уровень подготовленности будущих водителей стал немного лучше, чем раньше. Но процент сдачи экзамена в ГИБДД с первого раза все равно остается низким – 11% по нашей области. И претензии здесь можно предъявить к автошколам, которые проводят подготовку кандидатов в водители.
- А представители автошкол утверждают, что именно инспекторы ГИБДД «заваливают» их курсантов…
- Кандидаты в водители сдают практический экзамен на автомобиле, принадлежащем Госавтоинспекции (на данный момент это четыре автомобиля: три «Лады Приоры» и «ВАЗ-2107»). Данные транспортные средства оборудованы видеорегистраторами.
Прежде чем, ученик начнет движение, на этот регистратор записываются его данные: инспектор показывает его паспорт и другие необходимые документы, задает несколько наводящих вопросов. В частности, умеете ли вы пользоваться транспортным средством, нужно ли вам что-либо пояснить по его эксплуатации. И только после этого кандидат в водители начинает движение.
И все нарушения кандидата в водители фиксируются на видеорегистратор. В случае возникновения какого-либо конфликта эти записи можно просмотреть, ситуацию проанализировать.
- Многие курсанты полагают, что существует своего рода лимит на успешную сдачу экзаменов. То есть заветная отметка «сдал» ставится лишь определенному количеству человек. Так сказать, везунчикам, избранным. А те, кто не сдал, и уверен, что их «завалили», негодует в социальных сетях, едет и пробует сдавать в другие города и регионы.
- Нет, такого лимита нет. Понятно, что люди недовольны. Мне довелось побывать на одном из уроков в одной из автошкол. Я понял, что ни преподаватель, ни курсант не заинтересованы в обучении.
Представьте: у преподавателя своя интерактивная доска. Он предлагает рассмотреть конкретную дорожную ситуацию, и не сам ее комментирует, а просит это сделать одного ученика из группы. Сам при этом не объясняет ничего. Хотя именно он должен подробно объяснить, почему нужно поворачивать именно здесь, когда и зачем включить «поворотник» и пр.
Что касается домашнего задания, которое задают курсантам, то в билетах с вопросами и ответами обычно уже заранее расставлены правильные ответы. Ученик просто заучивает ответы, не вникая в суть вопроса, в рассматриваемую ситуацию. Ученику неинтересно.
Проблема в том, что курсанты не понимают, что будут управлять источником повышенной опасности. И что знания в данном случае нужны реальные.
Можно научиться ездить. А ездить и управлять – две разные вещи. ПДД можно вызубрить, а нужно понять, разобрать, чтобы потом применять на практике, не попадать в ДТП и не создавать аварийную обстановку на дороге.
- О ДТП. Назовите основные причины совершения резонансных ДТП в Иванове.
- На данный момент имеют место две тенденции: столкновения транспортных средств и наезд на пешеходов. Причин столкновения транспортных средств немало: несоблюдение дистанции, нарушение скоростного режима и правил маневрирования, неудовлетворительное состояние проезжей части и пр.
Отмечу также, что в 2015 году увеличилось количество незначительных ДТП, которые спровоцировали водители, создавшие заторовую ситуацию на перекрестках. Имея намерение повернуть налево, они не включили указатель поворота. Автомобили, которые попытались объехать затор, попали в аварию.
- До сих пор жители вспоминают серьезное ДТП 19 октября на улице Диановых, где пострадали сразу четыре пешехода. Люди переходили дорогу рано утром на разрешающий сигнал светофора. Но их буквально смял водитель на «KIA Ceed».По одной женщине проехал дважды. Автомобилист адекватен?
- Грубое нарушение ПДД – проезд на красный сигнал светофора – он совершил, потому что «хотел проскочить». Объяснил, что торопился на работу. Как показали результаты анализов, он был трезв, адекватен. Однако имеет небольшой водительский стаж и очень много (порядка 30!) нарушений ПДД, преимущественно превышения скорости.
- Можно ли как-то приструнить таких лихачей?
- Для этого на ивановских магистралях установлены камеры фото и видефиксации. С каждым годом их становится все больше. Преимущественно они ориентированы на превышение скорости. Кроме восьми парных стационарных комплексов, которые установлены на наиболее оживленных магистралях областного центра (улице Лежневской, Куконковых, Шереметевском проспекте), на дорогах работают переносные комплексы фото и видеофиксации нарушений «КРИС-П». Их в Ивановской области в 2016 году уже 56. В прошлом году было 40.
Камер стало больше. Это плюс. И общая сумма штрафов за нарушение скорости в 2015 году превысила 112 млн рублей. Это штрафы, которые пришли в так называемых «письмах счастья». Ивановскими водителями оплачено, правда, гораздо меньше – на 73 млн рублей.
Однако трудно переоценить роль инспектора ДПС на дороге. Я бы даже сказал, что заменить инспектора по большому счету невозможно.
- Кстати, о нарушениях, которые допускают сами инспекторы – в служебное время или вне работы на личном автомобиле. В отношении сотрудников проводятся проверки? Если доказана вина сотрудника, его увольняют?
- Они, как и обычные автомобилисты, также платят штрафы за превышение скорости, если попадаются на камеры. Нарушение фиксируется в автоматическом режиме, и штраф приходит владельцу автомобиля.
Я объясню, почему ДТП с участием сотрудников полиции всегда становятся резонансными. Мы находимся на дороге, мы на виду. И мы должны быть примером дисциплины для автомобилистов. Поэтому если случается авария с участием аттестованного сотрудника, это моментально становится достоянием общественности: информация появляется в СМИ, социальных сетях. И не просто появляется, а сопровождается множеством комментариев.
Независимо от того, авария произошла в служебное или нерабочее время, в отношении сотрудника проводится служебная проверка. По ее результатам принимается решение о привлечении инспектора к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения из органов внутренних дел.
Что касается сотрудников отдела ГИБДД по г. Иваново, могу сказать, что уволенных за дисциплинарные нарушения я не припомню.
- В Иванове активно идет процесс эвакуации транспортных средств, припаркованных под запрещающими знаками. Реакция автомобилистов?
- В августе 2015 года были внесены изменения в ПДД РФ, где четко регламентирована процедура эвакуации. Если стоит знак 3.27 «Остановка запрещена» и под ним размещена информационная табличка «Работает эвакуатор», то с этого места возможна эвакуация.
Реакция автовладельцев ожидаемо негативная. Кому хочется, во-первых, платить штраф 1 500 рублей за нарушение правил остановки и стоянки. Во-вторых, оплачивать услуги эвакуатора. В-третьих, оплачивать каждый час нахождения автомобиля на штрафной стоянке из расчета 40 рублей в час.
Раньше единственной мерой, которая применялась к водителям, был комплекс «Паркон». И некоторые автовладельцы, ставя авто под запрещающим знаком, старались закрыть госномера от данной техники. Поэтому желаемого эффекта это не приносило.
Сейчас на улицах города Иваново работает уже три «Паркона» плюс в день эвакуируют в среднем по три-пять автомобилей. Но, по моему наблюдению, сейчас водители стали более законопослушными и дисциплинированными. Потому что нарушать ПДД - дорого.
- Расскажите, кто контролирует процесс эвакуации?
- Ежедневно на маршруте работают экипажи ОБ ДПС ГИБДД УМВД по Ивановской области. И в их обязанности входит выявление автомобилей, припаркованных под запрещающими знаками. Но поскольку улиц, с которых мы можем эвакуировать транспорт (там, где есть соответствующие дорожный знак и информационная табличка) не так много, то, как правило, один экипаж выезжает на эти семь улиц.
А эвакуируют автомобили нарушителей частные компании. Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области проводит конкурс, принять участие в котором могут все желающие. По итогам конкурса выбирают компании, которые займутся эвакуаций автомобилей нарушителей.
Сейчас работают пять организаций. У каждого есть стоянка и эвакуаторы.
- А как часто вас в ГИБДД о нарушениях автомобилистов сообщают другие участники дорожного движения – водители или пешеходы, активисты общественных организаций, например, Федерации автовладельцев России?
- В день поступает в среднем по два обращения. Как правило, по электронной почте. Граждане активизировались примерно год назад. И мы благодарим их за активную позицию. Но проблема в том, что мы не всегда можем привлечь к ответственности автомобилиста, на которого указывает заявитель.
- Нет полномочий?
- Сейчас поясню. Для возбуждения дела об административном производстве необходимы доказательства вины конкретного водителя, время, место и личность человека. Но, как правило, в своих заявлениях граждане даже не указывают, когда произошло нарушение. И вызываешь заявителя в отдел для дачи пояснений. Многие не приходят. И дело «рассыпается».
Если заявитель приходит к нам в отдел, дает пояснения, дело возбуждается, у водителя всегда есть право обратиться в суд, который может отменить составленный нами протокол об административном правонарушении. Заявитель должен быть готов прийти в качестве свидетеля в суд.
Только на основании записи видеорегистратора наказать нарушителя мы не можем. Если признают регистраторы из автомашин средством фото и видеофиксации, как «КРИС-С», «Паркон» и «КРИС-П», тогда процесс привлечения к административной ответственности нарушителей упростится. Тогда мы сможем просто установить владельца по номеру автомобиля и прислать ему штраф.
А пока процесс доказательства вины трудоемок и занимает немало времени.
- Что хотите пожелать ивановским автомобилистам?
- Все ивановским водителям могу сказать одно: не нарушайте ПДД - сэкономите деньги. То есть не попадете в ДТП, не получите «письма счастья» с камер фото и видеофиксации скоростных нарушений. Желаю ровных, безаварийных дорог.
Биографическая справка
Александр СЕДЫХ.
Родился 29 марта 1973 года в г. Иваново. Имеет два высших образования: окончил Ивановскую инженерно - строительную академию по специальности инженер-строитель автомобильных дорог и аэродромов и Международный юридический институт по специальности юриспруденция.
В 1997 году после службы в армии поступил на службу в ДПС ГИБДД УВД по Ивановской области в должности инспектора ДПС. В 2000 году стал госинспектором. В 2009 году назначен заместителем начальника отдела ГИБДД по г. Иваново. В октябре 2015 года назначен начальником отдела ГИБДД по г. Иваново.
Женат, воспитывает двоих детей.