3 декабря — Международный день инвалидов. В этот день мы не просто говорим о поддержке, а честно смотрим на проблемы доступности среды. Насколько удобно жить в нашем регионе людям с ограниченными возможностями здоровья? Что реально изменилось за последние годы? На вопросы отвечает председатель Ивановской областной организации Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) Александр Корягин.
— Александр Эрикович, если оценивать по десятибалльной шкале, как бы вы оценили общую доступность среды в Ивановской области сегодня? Как эта оценка изменилась за последние 5 лет?
— Хороший вопрос. Думаю, сегодня можно поставить 6–7 баллов. Потому что многие структуры — банки, аптеки, учреждения — конечно, до сих пор не очень приспособлены, и транспорт плохой. А пять лет назад было всего 2–3 балла. Так что с 2–3 до 6–7 мы за это время поднялись. Прогресс есть, но он пока недостаточный.
— В каких сферах — транспорт, здравоохранение, культура, ЖКХ — за последний год произошли заметные улучшения? А где ситуация остается наиболее критической?
— Наиболее критично — это жилье и транспорт. С жильем понятно: старые пятиэтажки, узкие лестницы, куда пандус не поставишь. В транспорте есть подвижки: закупили низкопольные троллейбусы, но автобусов таких практически нет. А чтобы сесть в тот же троллейбус, нужно еще до него добраться.
— А где ситуация лучше?
— Лучше дела у коммерческих структур: банков, супермаркетов, торговых центров. Они при строительстве уже учитывают новые правила.
— А с поликлиниками как дела?
— По поликлиникам мне сложно детально отвечать, этим у нас занимается заместитель. Но в общих чертах… Если из десяти баллов, то на 3–4, не больше. Где-то пандусы есть, но этого очень недостаточно. Представьте: поликлиника на втором этаже. С костылями еще как-то заползешь, а с коляской — нереально.
— Какие самые распространенные барьеры для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?
— Лестницы, пороги и недостаточная площадь перед входом — необорудованная входная группа. Это основа.
— Что сегодня реальнее в регионе: сесть на автобус на коляске или воспользоваться социальным такси?
— Сесть в автобус на коляске — это у нас однозначно ноль, нереально. Социального такси как такового тоже нет. Деньги на это не предусмотрены. Нам помогают центры соцзащиты в районах, у них иногда есть транспорт, но его очень мало: то в ремонте, то еще что-то. Есть частная инициатива — платная перевозка лежачих больных, типа скорой помощи. Но это дорого, в районе 5000 рублей в зависимости от расстояния.
— Закон обязывает создавать доступную среду при капремонте. Насколько эта норма работает в области? Можете привести пример, когда после ремонта объект стал менее доступным?
— Нет, такого примера не приведу. Но часто после капремонта доступность не улучшается — она остается в том же состоянии. Потому что многие старые здания архитектурно не переделать. А вот в новом строительстве уже учитывают: и лифты просторные, и пандусы.
— Как обстоят дела с цифровой доступностью? Удобны ли сайты органов власти для незрячих людей?
— В нашей организации не так много людей с нарушениями зрения, они обычно состоят в Обществе слепых. Но насколько я знаю, на сайтах сейчас обычно есть специальные опции для слабовидящих: увеличение контрастности, шрифта. Это проще, чем здание ремонтировать. С этим вопросов вроде нет.
— Где в области можно увидеть примеры по-настоящему качественной доступности, на которые стоит равняться?
— Например, хорошо сделали на автовокзале. На железнодорожном вокзале тоже идут работы, хорошие подвижки. И вагоны РЖД со специальными местами — мы участвовали в их приемке. В городе многие банки переделаны, та же «Почта России» на улице Бубнова. Вот такие позитивные примеры есть.
— Чего сегодня больше не хватает людям с инвалидностью: физической доступности объектов или доступности услуг — образование, работа, реабилитация?
— Это очень взаимосвязано. Услугу можно попробовать получить и онлайн, но что делать, если в отдаленном районе интернета нет? А если объект физически недоступен, как туда попасть? Это практически одна и та же проблема. Преодолев барьер объекта, ты получаешь услугу.
— Расскажите в двух словах о вашей организации. Сколько человек в ней состоит и что дает членство?
— У нас больше 15 000 членов по области, 15 местных отделений. Аппарат в Иванове, работают 4 человека. Членство дает, прежде всего, точку опоры. Человек не один: он может обратиться к председателю своего отделения, а если вопрос не решается на месте — в областную организацию. Мы входим в советы при МСЭ, Социальном фонде, при губернаторе — и можем точечно решать проблемы. Помогаем, конечно, и не членам, но у своих членов приоритет.
— Сколько всего инвалидов в области?
— Больше 70 000. Точную цифру не помню, раньше она публиковалась, теперь ее как-то закрыли.
— Какие еще ключевые проблемы, помимо доступной среды, волнуют людей сегодня?
— Проблем масса. Очень сложно с лекарствами: импортные исчезают, аналоги не всегда помогают, постоянные перебои с бесплатными препаратами. С техническими средствами реабилитации (ТСР) ситуация тоже непростая. Процесс как будто специально усложняют. С нового года, например, справку об инвалидности планируют сделать только электронной. А как быть пожилому человеку в деревне? Для Москвы цифровизация — это удобно, а для тех, кто не дружит с техникой, — новая преграда. И это системные проблемы, а не чья-то личная вина.
— Александр Эрикович, где можно найти дополнительную информацию о вашей организации?
— У нас есть сайт: иваново-вои.рф. Там вся информация и наши контакты.