Профессор Александр Клейменов рассказал ивановцам о ключевых трудностях школьников в изучении истории

Профессор рассказал ивановцам о трудностях школьников в изучении истории

icon 25/11/2025
icon 13:30

© Пресс-служба университета Льва Толстого

Пресс-служба университета Льва Толстого

Доктор исторических наук, профессор кафедры истории и археологии, а также председатель предметной комиссии ЕГЭ 2025 года Александр Клейменов в интервью для научно-просветительского проекта «ИстФакт» поделился наблюдениями о том, с чем чаще всего сталкиваются старшеклассники при изучении истории. По его словам, главная проблема заключается не столько в объеме материала, который нужно запомнить.

– Когда мы проверяем работы ЕГЭ, то очень часто видим – дети не то, чтобы не знают фактуру, они её не понимают, – отметил Александр Анатольевич. – Самая большая проблема – неспособность старшеклассников анализировать и систематизировать информацию, которую они знают, делать выводы на основе имеющихся данных. В истории ничего не происходит само по себе, у любого события есть как предпосылки, так и последствия. Как только ученик начинает «видеть картину целиком», изучение предмета становится в разы проще, на смену механическому запоминанию приходит понимание.

По словам профессора, помочь в изучении истории могут классические и сегодня часто незаслуженно забытые приемы. Например, составление таблиц с датами и ключевыми событиями облегчает запоминание, формирует логические и хронологические связи, позволяет выделять главное и избегать путаницы. Полезной является также работа с контурными картами.

– Контурные карты – практически незаменимый инструмент для развития аналитического мышления и сравнительных навыков, – пояснил Александр Клейменов. – Они универсальны и могут быть одинаково эффективны как при изучении нового материала, так и в  его закреплении.  Любое событие происходило на определенной территории, в границах государств, климатических условиях.  При работе с контурными картами эти факторы становятся очевидны, они накладываются на общие знания и каждый факт получает свое объяснение. Карты развивают пространственное мышление, концентрируют внимание учеников на важных моментах, переносят происходящее «на плоскость».

Полный подкаст с Александром Клейменовым доступен по ссылке: https://vk.com/video-230671944_456239117

Проект «ИстФакт» реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках Десятилетия науки и технологий. Следить за проектом можно в Телеграм и ВКонтакте.