В 2024–2025 годах Telegram укрепил свои позиции в качестве ключевой площадки для взаимодействия губернаторов с населением, собрав аудиторию в 6,3 млн подписчиков. Второе место занял «ВКонтакте» с 5,9 млн пользователей, следящих за региональными лидерами, тогда как «Одноклассники» значительно проигрывают с результатом всего 0,76 млн подписок, согласно данным КГ “Полилог”.
Общая аудитория губернаторов увеличилась на 10,8% – с 11,7 млн человек в 2024 году до 13 млн в 2025-м. Таким образом, каждый девятый россиянин (или 11,5% электората) следит за деятельностью глав регионов (без учёта пересечения аудитории).
Губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский вошел в число двух глав регионов, у кого есть аккаунт только в одной из социальных сетей. Во “ВКонтакте” на 6 мая у него 17 973 подписчика. В Telegram есть канал “Станислав Воскресенский” (232 подписчика), однако, как нам подтвердили в пресс-службе правительства, этот канал не имеет никакого отношения к губернатору. Единственным официальным аккаунтом остается страница Воскресенского лишь во "Вконтакте".
Александр Хазариди, замруководителя департамента внешних коммуникаций КГ «Полилог», политолог, один из авторов исследования «Губернаторы покорили соцсети» сообщил корреспонденту СИ “Ивановские новости”: содержание этого канала почти идентично постам губернатора в ВК. В исследовании он не учитывался, к тому же, медиакартину для Воскресенского существенно не менял.
- Но тут есть риск: Яндекс по запросу «соцсети Станислава Воскресенского» выдает этот ТГ-канал, вводя пользователей в заблуждение, - отметил Александр Хазариди. - Сейчас ресурс выглядит безобидно, но есть прецеденты, когда во время кризисных ситуаций или в ходе предвыборной кампании аналогичные ресурсы политиков начинали распространять фейки. Команде губернатора желательно либо подтвердить этот аккаунт, либо добиться у Telegram признания его фейковым и обратиться к «Яндексу», чтобы он переставал выдавать его в поиске.
Консервативная медиастратегия
По словам эксперта, российским законодательством не установлена обязанность вести аккаунты в социальных сетях руководителям регионов.
- Губернатор сам выбирает медиастратегию и стиль политической коммуникации, в том числе в интернете, - добавил он. - Это в том числе зависит от его личного характера.
Политолог полагает, что Воскресенский, исходя из данных исследования, вероятно, придерживается консервативных инструментов и стремится к формализации своего публичного образа.
- Например, его коммуникация во «ВКонтакте» носит подчеркнуто сдержанный и официальный характер. Telegram, как платформа с акцентом на оперативность, неформальность и прямое общение может вступить в противоречие с этой моделью. Возможно, в коммуникационной стратегии руководства Ивановской области Telegram в целом не воспринимается как ключевая площадка, несмотря на её растущую роль в других регионах.
Намеренная деперсонализация
Александр Хазариди заметил, что куда большую роль играют соцсети правительства Ивановской области.
-Там больше подписчиков, присутствуют оперативные оповещения о ЧП и в целом больше коммуникации с жителями региона. Это тоже медиастратегия. Возможно, губернатор сознательно возвращается к более «аппаратной» модели публичности, передавая оперативную составляющую другим акторам (например, пресс-службе или официальному аккаунту правительства).
По мнению собеседника, у этого есть свои преимущества, поскольку медиакоммуникация становится институциональной, независимой от персоны губернатора.
Вместе с тем Хазариди полагает, что в идеале нужно развивать оба направления — и медиа органов исполнительной власти, и медиа самого губернатора.
- С первым, судя по всему, в Ивановской области ситуация обстоит неплохо, - поделился он. - Например, даже соцсети отдельных департаментов стараются отвечать на запросы жителей региона во «ВКонтакте». Но коммуникация губернатора, исходя из открытых данных, представленных в исследовании, отстает от коллег по федеральному округу и по стране в целом.
В заключение специалист сказал о том, что страница главы региона — это не только источник новостей, но и символ управленческой ответственности. Она формирует политический образ руководителя: доступность, внимание к деталям, эмоциональный фон. Страница правительства, напротив, — это скорее «газета от органов власти», где взаимодействие не может быть прямым и личным.