Об основных событиях ушедшего 2024 года в беседе с корреспондентом СИ "Ивановские новости" рассказывает местный активист Роман Круглов.
- Роман Владимирович, вспоминаются какие-нибудь коррупционные скандалы? Например, задержание Эрмиш и Зобнина, отставка Молодова?
-Это я даже комментировать не хочу. Сколько их было, сколько еще будет. История про Молодова - это просто жесть, это называется “их в дверь - они в окно”. Настолько человек прикипел к власти, что его невозможно было оторвать.
-Говорят, за Волгой какие-то свои правила.
-Видимо, да. История на самом деле известная, нашумевшая. Ее обсуждали в соцсетях. Прокуратуре дважды пришлось выписывать предписания, а уволить удалось только по суду. В первом предписании прокуратуры были указаны коррупционные мотивы. Человек заключал контракты с людьми, которые работают непосредственного у него. До какой степени можно докатиться, я не знаю. По-моему, здесь вообще жесткие посадки должны быть, а не просто отстранение от кресла.
-Из политических событий что-нибудь запомнилось?
-Ничего такого глобального, кроме президентской кампании. Выборов у нас серьезных в этом году не было. Были довыборы в Городскую думу, в муниципалитеты. Они прошли спокойно, без скандалов. Собственно говоря, обсуждать особо нечего. Довыборы никогда не вызывают активных реакций у населения. У нас сейчас вся политика такая, что все для Родины, все для СВО. Жестких выступлений в думе почти не стало. Раньше в облдуме по каким-то моментам критически выступали яркие люди, то сейчас этого ничего не слышно. Тишь да гладь, болото, можно сказать.
-Какие назначения отметите?
-Новый мэр у нас в Иванове. Не знаю, как себя покажет Александр Шаботинский. Пока, я думаю, каких-то глобальных перемен жители не заметили с уходом Шарыпова. Многие Шарыпова вспоминают плохим словом, я, например, могу вспомнить что-то и хорошее. Чтобы быть объективным, давайте вспомним, кто добился сделать окружную дорогу на Станкостроителей. Она была нужна много лет, и все об этом говорили, но никто ничего не сделал. Шарыпов пришел, понятно, что это было губернаторское решение, но добивался все равно он. Я считаю, что это одно из знаковых его достижений. Что касается зимнего содержания города, пока глобальных, позитивных перемен не вижу. Что было в прошлом году, что в этом году. Нет такого, чтобы снегоуборочная техника на лету ловит снежинки. И мы с вами ездим по чистым дорогам и ходим по чистым тротуарам. Тротуары, как были заснеженные, так они и есть. Я сам по городу хожу периодически, ничего особо не поменялось для простого человека, я думаю.
-В начале октября было объявлено, что мэр Шаботинский меняет подход к уборке города и переходит к муниципально-частному партнерству.
- Это и раньше имело место быть. Также администрация нанимала трактора, грузовики для вывоза снега. Это все было давным-давно, 10 лет назад на самом деле. В прошлом году при Шарыпове администрация города также писала объявления, что привлекаем к работе, пожалуйста, обращайтесь. Никто ничего не отменял, даже сейчас можно поднять старый сайт администрации, там все эти объявления есть. Вообще ничего не изменилось, говорят, техники добавилось. Ну, хорошо, а работников добавилось? Говорят, в МУПе подняли зарплату. Не знаю, может, и правда, и люди стали приходить. Не буду спорить, поскольку не был на этом предприятии. Я сужу, как конечный пользователь, как автовладелец-водитель, который каждый день ездит за рулем, и как пешеход, который регулярно ходит пешком по городу. Пока никаких позитивных изменений не увидел.
-Как оцениваете ситуацию в региональной экономике?
-Сейчас у нас достаточно непростая ситуация в этом плане. Во-первых, это связано с действиями Центробанка, у нас сейчас достаточно высокая ключевая ставка. Скорее всего, в январе она продолжит расти. По крайней мере, сейчас такие прогнозы звучат. Это означает, что предприятия не могут пользоваться банковскими продуктами, например, кредитами. Это все приводит к тому, что предприятия не могут существовать только за счет собственных оборотных средств. Это в том числе касается текстильной отрасли, строительной, швейного производства. Ипотека для людей становится неподъемной, недоступной. Жители перестали пользоваться этим инструментом. Соответственно, у строителей сейчас наблюдается достаточно серьезный спад. Об этом уже говорит и официальная статистика. Что касается швейных предприятий, у меня также есть информация, что ряд довольно крупных фабрик сейчас переходит на различные режимы работ, вплоть до остановки. Они не в состоянии обеспечить оборот, то есть у них не хватает оборотных средств на закупку материалов, на закупку оборудования, на выплату зарплат сотрудникам. Это все на самом деле довольно печально. Недавно у нас был принят бюджет. Хочу сказать, что он довольно оптимистичный. С небольшим дефицитом, который планируется покрыть за счет федеральных ресурсов, различных национальных программ и так далее. Возможно, вот этот дефицит, который сейчас обозначен, он, конечно, и будет покрыт, но у меня есть сомнения в исполнении бюджета именно в том объеме, который сейчас у нас заявлен, запланирован. Именно ввиду того, что сейчас экономика испытывает не самые легкие времена. Я думаю, что эта ситуация будет усиливаться. Потому что предпосылок для того, чтобы ситуация выравнивалась, нет. В новом году вступает в силу новая налоговая реформа, которая добавит расходов предприятиям-производителям. И эти расходы в итоге лягут на плечи потребителей. Мы же смотрим еще на курс доллара, потому что большая часть материалов, в том числе ткани, которые закупают швейники, фурнитура, - это все идет из-за рубежа. Естественно, это все покупается за валюту. Конечно, курс доллара, евро оказывает серьезное влияние на себестоимость конечной продукции. Все это потом сказывается на конкурентоспособности товаров, которые производятся в Ивановской области. Перед Новым годом это наводит на грустные мысли.
-Мы неоднократно обсуждали транспортную реформу. Как с ней дела?
-Провалилась. В принципе, все это было ожидаемо. Зная, как у нас устроена сфера услуг общественного транспорта, можно было предположить с большой степенью вероятности, что ничего из задуманного, что было так широко распиарено Департаментом по транспорту Ивановской области, не получится. Если нам говорили, что будет меняться маршрутная сеть и из-под проводов выведут автобусы частников, что будет много пересадочных маршрутов, где можно будет купить билет на автобус и через 10 минут пересесть на другой маршрут, то пока в объективной ближайшей перспективе ничего из этого не предвидится. Это все не очень выгодно перевозчикам. Если это им невыгодно, значит, следует ожидать какого-то условного саботажа с их стороны, что, собственно говоря, и произошло. Никакие автобусы у нас в 11 вечера не ездят, несмотря на все громкие заявления о том, что так будет. Так не случилось и, скорее всего, не случится. У нас многие жители сравнивают ситуацию с другими регионами, с Костромой, Владимиром, с Москвой в том числе. Здесь очень сильно влияет подход властей.
Есть такая история, которая называется брутто-контракт. Это когда муниципалитет заключает договор с перевозчиком на то, что перевозчик должен выполнить определенное количество рейсов, работать на маршруте с определенным количеством транспорта. За каждый рейс ему что-то начисляется именно из бюджета. Но все деньги, которые поступают в момент перевозки, уходят в бюджет. Тогда у перевозчика есть прямая заинтересованность возить даже воздух. То есть ему будет выгодно даже ездить пустому вечером, когда небольшой пассажиропоток. Есть жесткий контроль, все это через ГЛОНАСС можно легко отследить, какой перевозчик, сколько рейсов и каким маршрутом сделал. В этом случае еще появляется заинтересованность у власти контролировать весь этот процесс, поскольку лишних денег никто платить не желает. Такая система работает, но у нас в области, к сожалению, пока не дошло до того, чтобы кардинально поменять отношения с перевозчиком. Поэтому транспорт как ходил отвратительно, так и ходит. И будет продолжать также ходить. Новые автобусы ничего особенного не привнесли, никаких глобальных, серьезных изменений. Кстати, эти новые автобусы оказались в руках частников почти насильно, перевозчики не хотели их брать в аренду, но им поставили такие условия, что не откажешься. Собственно говоря, какой-то прибыли с этих больших, красивых автобусов они не получают. Скорее, это для них социальная нагрузка, не больше.
-Провалилась и дорожная реформа, которая летом резонансно обсуждалась везде. Помните, на центральных проспектах хотели поменять схему движения?
-В итоге тоже ничего не вышло. Я не скрываю, что рад, что не вышло. Я эту схему изучал и мне, как водителю с 30-летним стажем, эта схема очень не понравилась. Прямо категорически не понравилась. Были моменты, против которых можно было не выступать, но чего-либо именно позитивного я там не увидел. Зато были моменты, которые могли очень критично повлиять вообще на возможность передвижения по центру города. Тот же самый царь-островок на мосту на площади Пушкина. Я ходил на встречи, которые проводила администрация, там были разработчики этого проекта. Никаких вменяемых, аргументированных ответов на свои четко сформулированные вопросы я не получил. То есть люди куда-то уходили “в тину”, начинали ссылаться на какую-то нормативку, которую никто не видел и показать не может. Говорили, что так где-то написано и поэтому так должно быть. На самом деле, то, что у нас схема движения осталась почти без изменений, если не считать дурацкую разметку, считаю позитивным моментом.
-Что можете сказать про экологию?
-Радует то, что жители Китово отстояли свое право на чистый воздух, на чистую воду. В любом случае надо объективно понимать, что городу и региону полигон все равно нужен. Обещанных суперэкологичных мусоросжигательных заводов никто до сих пор не построил и, надо понимать, в текущей ситуации не построит. Поэтому региону так или иначе необходим полигон ТКО, ТБО, потому что мусор просто возить некуда. Где-то он все равно появится. Жители Китово - молодцы, показали, что такое гражданское общество, добились, отстояли себя. Но, думаю, полигон всё равно появится где-то и конечно, появятся другие недовольные жители, которые будут не рады этому всему. Их можно понять. Но деваться некуда и новый полигон все равно где-то будет.
В Родниках история “мутная”, больше, наверное, со стороны производителей, которые там обосновались. Там ведь не только экология, но и мигрантский вопрос. Родники просто наполнены ребятами из Средней Азии, что тоже не добавляет социальной устойчивости району. Тема экологии в Родниках уже настолько избитая и засвеченная в СМИ, но пока ничего не меняется… Да, есть активные местные жители, которые пытаются отстаивать себя, защищать свое право на чистую речку и воздух. Непонятна история, когда вдруг иностранное предприятие приходит и им изначально разрешают работать, учитывая, что условия, которые у них есть, не позволяют им работать в рамках законодательства. При этом у нас есть законы РФ, которые почему-то соблюдаются избирательно. Если говорить о том, что сейчас обещают каких-то независимых экологов, я не понимаю, зачем они нужны. У нас есть для этого специальные структуры, контролирующие ведомства. Есть Департамент природных ресурсов и экологии, есть природоохранная прокуратура. Получается, они “беззубые” и ничего не могут? Для того, чтобы решить какой-то вопрос, нужно привлекать каких-то сторонних экологов? Мы знаем примеры, когда природоохранная прокуратура смогла отстоять, например, права жителей Заволжского района, если вспомнить историю со шламонакопителем и химзаводом. Именно природоохранная прокуратура смогла навести порядок в этом вопросе. Эту свалку сейчас рекультивировали и сделали все, как положено. Почему здесь такая слабая активность с их стороны, непонятно.
-А губернатор чем-то запомнился?
- Ничем. Не могу ничего интересного вспомнить. Не помню, чтобы губернатор у нас как-то отметился в чем-то резонансном. Мне кажется, что губернатор работает в своем русле. Каких-то контактов у него, например, с независимой прессой, если у нас еще такая осталась, не видно. Все идет по какому-то плану, кем-то готовятся малоинтересные пресс-релизы, вероятно, департаментом внутренней политики, или пресс-службой. Каких-то ярких моментов вспомнить не могу. Мне кажется, что его устраивает ситуация, когда чем меньше о нём говорят, тем лучше.