Что из себя будет представлять «наземное метро» в Иванове? Ответы на вопросы жителей города

В Иванове начались торги по строительству остановок «наземного метро»

icon 24/08/2024
icon 14:00

© ООО "Региональные Новости"

ООО "Региональные Новости"

4 марта губернатор Станислав Воскресенский объявил о создании проекта так называемого «наземного метро» в столице нашего региона. Якобы будет построено шесть остановочных пунктов (к шести существующим). Именно это и будет «наземным метро», о котором говорят в правительстве. Кстати, именно такое название дал этому проекту губернатор. Официально строительство шести остановок называется «городская электричка». 

Первая платформа, как сообщили тогда в источнике, будет названа "Красная Талка", затем будут построены станции в Богородском и микрорайоне Пустошь Бор, а в 2025 году появятся посадочные площадки в Подвязновском, микрорайонах Отрадное и Курьяново. Собственно, их всех можно посмотреть на карте ниже.

Фото: Станислав Воскресенский, источник

Сразу же после объявления о строительстве появились разные мнения и вопросы по этому поводу. Так, директор департамента дорожного хозяйства и транспорта Дмитрий Вавринчук отметил, что создание наземного метро «улучшит транспортную доступность для сотен тысяч жителей и снизит нагрузку на улично-дорожную сеть» (его слова на внутреннем заседании РЖД приводит Марат Баширов в своем тг-канале «Политджойстик / Politjoystic»).

Однако хорошо это смотрится пока что лишь «на бумаге», потому что на множество вопросов до сих пор нет ответов. Так, на странице у губернатора Воскресенского жители попытались узнать стоимость проекта, тарифы, по которым люди будут ездить на "Орланах", сроки строительства. Не говорится ничего и об интервале движения "наземного метро". Департамент дорожного хозяйства и транспорта региона лишь в очередной раз сказал о том, что «новая маршрутная ж/д сеть позволит улучшить транспортную доступность для более чем 100 тысяч жителей, проживающих в пешей доступности к будущим станциям, и создаст ритмичное железнодорожное сообщение внутри Ивановской агломерации». Возможно, что говорить, например, об интервале и тарифах пока рано, ведь даже строительство платформ толком еще не началось, но «Ивановские новости» все же решили разобраться в некоторых деталях этого грандиозного проекта.

Получится ли сделать удобный для жителей интервал движения поездов?

Первое, что беспокоит жителей, получится ли поездам быстро перемещаться по железнодорожным путям в городской черте. Сомнения вызывает то, что большинство путей в Иванове одноколейные. Вот такое мнение нам удалось найти в Сети:

«А вот ивановское шайтан-метро будет одноколейным, значит и состав по каждой ветке будет двигаться, во-первых, в челночном режиме, а во-вторых только один, ибо разъезжаться встречным негде. Да еще и пропускать грузовые и пассажирские поезда (включая пригородные), причем, например, в Богородском разъезда тоже нет, то есть пережидать он будет строго на вокзале (ну или в Строкино удирать). Получается, что доехать из Богородского в Пустошь-Бор можно будет за три минуты, да только дожидаться оного метро придется полчасика-часик».

Это предположение «Ивановским новостям» прокомментировал доцент кафедры архитектуры и урбанистики ИВГПУ Александр Огурцов:

«Никаких 30 или 40 минут ожидания не будет. Будет как раз 5-10 минут ожидания, и поезд будет с такой же скоростью перемещаться по городу. Так как система дорог в г. Иваново сейчас как раз смешанного типа, и напоминает клубок из дорог, наличие чёткой схемы с учётом путей сообщения как поездов, так и метро, обеспечит удобное перемещение по городу, и за его пределы. Точно можно сказать, что исчезнет вечная пробка из Кохмы в Иваново, центр и Лежневская разгрузится. Путей сообщения станет больше, и это факт. Это все равно что сейчас бы захотели вернуть старые маршруты трамвая по нынешней ситуации дорог, и возвращения самого трамвая в Иваново. Понятно, что такого варианта не может быть. Так и с путями сообщения, естественно, их будут наращивать, менять и перестраивать».

Однако и мнение эксперта нельзя считать точным. Ведь строить новые пути в Иванове в связи с этим проектом не будут, заявили в пресс-службе Северной железной дороги «Ивановским новостям». 

На каких поездах будем ездить?

Как и говорилось ранее в правительстве, по маршруту запустят поезда «Орлан». Однако неизвестно, создадут ли отдельные маршруты или на новых остановочных платформах будут останавливаться только пригородные поезда (например, следующие в Кинешму, Тейково и др.). Нам в СЖД сообщили, что в связи с введением проекта «наземное метро» не планируется увеличение количества подвижного состава, т. е. новых «Орланов» нам ожидать не стоит. Какие тогда будут ездить поезда? Неизвестно. 

Автомобили не «утонут» в постоянных заторах на железнодорожных переездах, пропуская «Орланы»?

Существует также мнение (это второй важный вопрос), что якобы могут образовываться большие пробки из автомобилей на жд-переездах. На это Александр Огурцов ответил, что такие проекты (вроде нашего «наземного метро») разрабатываются с учётом цифровых технологий и BIM-моделирования, поэтому такой проблемы не должно быть. Как все будет на самом деле – увидим. Но уже сейчас можно сказать, что заторов из машин, например, около остановочного пункта «Курьяново» не будет. Там автомобильное и железнодорожное движение разведено с помощью эстакады. Проблема может коснуться нескольких других мест. Например, жд-переездов на ул. Минской (около дома №1), на ул. Люлина на пересечении с ул. Фрунзе, на ул. Полка Нормандии-Неман (около д. №98). Именно там нет каких-либо дорожных сооружений, которые бы развели два вида транспорта. 

Фото: коллаж, составленной редакцией СИ "Ивановские новости" из мест на интерактивной карте "Яндекс. Карты". 

Сколько все это стоит?

Важный вопрос, которым обеспокоились жители - стоимость "наземного метро". Известно лишь, что большинство денежных средств будет выделено из областного бюджета (95%), остальное – из муниципального (5%). Например, платформа «Курьяново» – на разворотном кольце общественного транспорта на Кузнецова, 184 выйдет минимум в 109,6 млн рублей. Другая – напротив ТЦ «ТекстильПрофи» (ул. Победы) в 64,2 млн рублей, но это не точная сумма. Она может меняться, так как идут торги. Такую информацию нам удалось получить в ходе изучения карточек на ЕИС «Закупки».

Проект «наземного метро» (или «городской электрички») значится на портале под несколькими госзакупками (одна платформа – одна закупка). Отвечать за строительство четырех («Курьяново», «Красная Талка», «Пустошь Бор», «Отрадное») из шести остановочных пунктов будет администрация Иванова. За строительство оставшихся – правительство региона.

«Наземное метро» на примере остановочного пункта «Курьяново»

Например, проектно-сметную документацию реконструкции улично-дорожной сети в районе автомобильной дороги (ул. Кузнецова-разворотное кольцо общественного транспорта) г. Иваново (именно так официально называется строительство остановки «Курьяново») подготовил инженер Михаил Волосухин по заказу Управления капитального строительства администрации Иванова. В ней множество технических документов, характеристик, которые могут быть непонятны обычным ивановцам, но есть и то, что нас интересует. Например, согласно схеме в томе 3.1, около остановочного пункта должны появиться парковка на несколько машин и островок безопасности. Может появиться и выделенная полоса для общественного транспорта. Правда она будет очень короткой и, вероятно, нужна только для остановок и разворотов. Также около остановочного павильона планируется поставить качели.

Фото: проектно-сметная документация реконструкции улично-дорожной сети в районе автомобильной дороги (ул. Кузнецова-разворотное кольцо общественного транспорта) г. Иваново, скриншот.

Что сейчас и дальше?

Торги по строительству начались 9 августа. Последний день подачи заявок на участие в конкурсе – 2 сентября. После этого конкурсная комиссия будет решать, какая компания будет строить остановочный павильон «Курьяново».