Очередное судебное заседание по делу бывшего руководителя депздрава области Артура Фокина и его первого зама Алексея Буянкина состоялось 14 марта.
Напомним, Артура Фокина обвиняют в крупном хищении бюджетных средств в размере более 10 млн. рублей. По информации следствия, эти хищения связаны с закупками на поставку медицинского оборудования (концентраторов кислорода) в составе преступной группы. А в январе 2022 года в рамках расследуемого уголовного дела был задержан и Алексей Буянкин.
На суде 14 марта допросили контрактного управляющего ОБУЗ ГКБ № 7 Наталью Шухто. К слову, с мая прошлого года она тоже проходит по уголовному делу - по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Ее подозревают в хищении бюджетных средств в размере около 5 млн. рублей. Свои действия Шухто обосновывала анализом рынка перед госзакупкой тех самых кислородных концентраторов и ссылалась на имеющееся право прямых поставок в условиях ЧС. И, действительно, такое право предусмотрено законом.
Однако вот еще один факт, озвученный на заседаниях - о закупке оборудования для ковидных отделений в депздраве заговорили только после замечаний со стороны заместителя председателя Правительства Татьяны Голиковой. На закрытой части совещания она назвала Ивановскую область отстающим регионом по освоению выделенных из Резервного фонда денег на борьбу с COVID-19. Субсидию в 130 млн. рублей мы получили в октябре 2020 года, а совещание проходило 18 ноября 2020 года. То есть практически месяц часть бюджетных средств лежала мертвым грузом. И этот факт несколько противоречит сказанному Шухто на суде.
Меж тем, вместо того, чтобы провести нормальный мониторинг рынка и получить наиболее выгодное в условиях эпидемии предложение, руководство и сотрудники депздрава прорабатывали схему поставки через конкретного поставщика, а именно через третьего фигуранта по делу – директора компании «Медрус» Юрия Ельчанинова.
Сначала фигуранты хотели, чтобы вопрос с поставками решали напрямую больницы. Через Шухто бывшие руководители давали бы указания главным врачам, чтобы те закупались только у Ельчанинова. Однако в последующем они были вынуждены отказаться от этой схемы, поняв, что она напрямую приведет их к уголовному делу.
Тем временем число ковид-больных увеличивалось, в больницах для пациентов заканчивались места. Тянуть дальше было нельзя, поэтому департамент здравоохранения напрямую заключил контракт непосредственно с Ельчаниновым и с подконтрольными ему фирмами. Сам Ельчанинов, кстати, этого не отрицает. Общая сумма контрактов составила более 45 млн. рублей.
Тут всплыла еще одна проблема, о которой Артур Фокин знал лично. Пока больницы закупали концентраторы кислорода по 74 тыс. рублей из облбюджета за штуку, в контракте Ельчанинов просил гораздо больше – от 90 тыс. до 130 тыс. рублей. Несоответствие было на лицо, о чем Фокина предупреждала и его заместитель, и сама Шухто.
Доказывается это записью с прослушки разговора между Фокиным, Буянкиным и Ольгой Кустовой, замом Фокина, в ноябре 2020 года. Запись также смогли услышать все присутствующие на заседании 14 марта. Участники беседы пытались решить, как же подогнать условия контракта под нужные поставщику цены. Тогда-то Кустова и сказала: «в финконтроль стекутся все контракты со всех учреждений и с департамента. Учреждения за 74 покупают, а департамент за 110».
Все, кто вживую слышал этот диалог тогда, в кабинете Фокина, понимали, что совершают уголовно-наказуемое деяние. На суде они продолжают аргументировать свои действия тогдашней нелегкой эпидобстановкой.
К слову, сегодня и Артур Фокин, и Алексей Буянкин вернулись к работе, правда, не на управляющих должностях. Артур Фокин в настоящее время работает в хирургическом отделении Ивановской областной клинической больницы в качестве хирурга, а Алексей Буянкин трудится в ивановском онкологическом диспансере врачом-стажером.