Ежегодно 5 октября празднуется День учителя. В связи со знаменательной датой корреспондент СИ «Ивановские новости» пообщалась с учителем английского языка лицея№33 Аленой Маскаевой. Педагог поделилась своими мыслями о подрастающем поколении, идеальном ученике и недостатках учительской профессии.

- Алена Алексеевна, сколько лет вы работаете преподавателем?

- Зимой будет 24 года как я преподаю английский в школе.

-  Почему выбрали эту профессию, что на это повлияло?

- Честно сказать, эту профессию я не выбирала. В старшей школе я вообще хотела быть машинистом башенного крана, но, как говорят, от судьбы не уйдешь. Когда я стала учиться в институте мне очень нравились языки, а кроме языков очень нравилось работать с детьми, вот так вот я пришла в школу и осталась.

- Что самое трудное в работе педагога?

- В последнее время, наверное, это многозадачность. На самом деле 10-15 лет назад такой многозадачности у учителя не было, и основная его функция заключалась в транслировании знаний. Сейчас, в связи с таким быстрым техническим прогрессом, с такой ситуацией в мире, у педагога очень много функционала – это и работа с детьми, работа с документацией, освоение новых технологий, чтобы детишкам было интересно. Наверное, многозадачность – это самое сложное в работе учителя. В последнее время сильно хотелось бы понимания и осознания, что это очень важная профессия. Я бы учителя назвала «at hero» или «changemaker», то есть человеком, который меняет будущее и все вокруг себя.

-  А что самое важное в профессии учителя? Без чего не может быть педагога?

- Без активности, и я бы даже сказала проактивности. Если сам педагог не желает учиться, не желает развиваться, то ему будет очень сложно быть примером для подражания для учеников. Все-таки учитель – это профессия дальнего действия – мы учим наше будущее. От того, как ведет себя педагог, зависит во многом как будет себя вести ученик. Окружение конечно играет большую роль, но учитель – это человек, который меняется сам, меняет свое окружение и делает жизнь лучше.

-  Какое у вас самое теплое воспоминание, связанное со школой и учениками?

- Пожалуй, это последнее мероприятие, связанное с игрой «Школы Рыбаков Фонда», которая нам дает возможность объединиться командой учителей, учеников, родителей, администраторов, партнеров. «Школа», которая подкидывает новые идеи для развития нашего лицея, которая дает возможность реализовать многие идеи и делать лицей №33 центром социума. Если говорить про учеников, то это мальчик по имени Егор Задворнов – последний выпускник, который задрал высокую планку, потому что планирует создать эндаумент для нашей школы, чтобы ее развивать.

-  Есть ли секрет, как заинтересовать сегодня подростков изучением английского языка?

- Язык – это коммуникация, поэтому прежде всего ученикам надо дать возможность пообщаться, а если это общение будет с иностранцами, если это общение будет на изучаемом языке, это вдвойне приятно. Конечно, это имеет как свои плюсы, так и минусы, потому что многие ученики испытывают языковой и психологический барьер, но у нас в практике такие уроки есть и мы общаемся не только с иностранцами, но и с ребятами из других школ нашей страны. Очень важно язык не просто учить, а языком пользоваться, а для этого, конечно, нужно общение с носителями языка и не только.

-  Идеальный ученик для вас – какой он?

- Активный, деятельный, мотивированный, желающий изменений вокруг себя в лучшую сторону. Тот, кто не просто сам что-то делает, а собирает вокруг себя комьюнити. Сейчас очень популярно интеллектуальное лидерство и вот те люди, которые развивают это качество в себе, они как раз и являются идеальными учениками.

-  В связи с чем вы могли бы сегодня в учебе посочувствовать ученикам?

- Наверное ни с чем, потому что я завидую современному поколению в том, что у них столько возможностей. Сегодня созданы такие условия для учеников, что они, не выходя из школы, могут быть заняты целый день – это различные кружки и секции, в том числе платные образовательные услуги. Единственное, что может быть неприятным – это домашние задания, но без них развитие невозможно.

-  Как вы думаете, справляется ли современная система образования со своими задачами? Что бы вы изменили?

- Справляется отчасти и с каждым годом, наверное, все лучше. Сейчас очень много различных мероприятий на всероссийском уровне, которые повышают статус учителя, правда не хватает финансовой поддержки. Если учитель будет заниматься работой, которая ему нравится и будет за это получать достойную зарплату, тогда вообще ничего менять не надо. Чем больше будет проактивных учителей, тем нашему образованию и нашей стране будет лучше.

-  Что думаете о подрастающем поколении?

- Оно крутое, оно не такое, как мы, оно даже не такое, которое было несколько лет назад. Это определенно дети, которые являются менее потребителями, они много участвуют в волонтерстве, делают добрые дела. У них всегда много идей, они участвуют в грантах, они готовы делать что-то на благо других людей и государства. Я считаю, что с таким поколением будущее должно быть очень хорошим.

-  За что вам бывает обидно в профессии?

- Как я говорила – за финансовую составляющую и за то, что есть учителя, которые не хотят развиваться или не могут в силу каких-то личных обстоятельств. Сейчас в преддверии года педагога все говорят о статусности педагога, но педагога нельзя уважать, если он сам себя не уважает. Работать, получать удовольствие и понимать, что рано или поздно ты будешь получать пенсию в размере 12-15 тыс. рублей – это вызывает определенное уже неуважение. Если правительство задумается и решит поднимать статус педагога, то главное, что нужно учителю – это финансовая поддержка.

-  Есть ли у вас пожелания для других педагогов и учителей в воспитании талантливых учеников?

- Учитель является примером для подражания и если учителя будут сами активными и деятельными, то обязательно их ученики тоже будут смотреть на них и стараться быть талантливыми. Только у деятельного учителя будут деятельные ученики, выпускники, родители, и т.д. Главное – делать жизнь школы интересней, значимее и эффективнее.