Андрей Кабанов о президентских выборах: «Результаты оказались близки к советским»

Андрей Кабанов о президентских выборах: Результаты оказались близки к советским

icon 21/03/2024
icon 09:45
Андрей Кабанов о президентских выборах: «Результаты оказались близки к советским»

Автор: Андрей Кабанов/ВКонтакте, источник фото.

Андрей Кабанов/ВКонтакте

Прошедшие президентские выборы в беседе с корреспондентом СИ “Ивановские новости” комментирует бывший заместитель губернатора Ивановской области Андрей Кабанов

По мнению собеседника, результат выборов предсказуем и вполне ожидаем. 

- Можно по-разному относиться к Владимиру Путину, но нельзя игнорировать тот факт, что в период его весьма длительного правления жители России еще никогда не жили так хорошо в материальном плане - ни при советской власти, ни при царском режиме. Я имею в виду, конечно, общий уровень. Несмотря на то, что наши граждане любят порассуждать на тему духовности, все-таки для них тема материальности играет не последнюю роль. Повторюсь еще раз - сам по себе результат закономерен. В целом я бы сказал, что перестарались. 

- Имеете в виду рекордные результаты

- Да, они близки к советским. Не знаю, кому они были нужны, но они вызывают определенные вопросы. Не знаю, нужен ли был президенту такой уровень явки, наличие которого, мягко говоря, заставляет сомневаться. Нужны ли были такие показатели голосования за президента? В СМИ просачиваются сведения, что была 100%-ая явка и 100%-ое голосование за Владимира Владимировича. Возникают вопросы, как на этом участке в эти три дня никто не умер, не заболел и никуда не выехал? И неужели не нашлось человека, который бы проголосовал против? Преувеличивать влияние акций оппозиции на то, что явка стала выше, не думаю, что это как-то сыграло существенно. Повторюсь, что переборщили с мобилизационными мероприятиями. Конкурентными выборы назвать нельзя, конкуренты у Владимира Владимировича, мягко говоря, были никакие. Либо неизвестные, либо известные печально, либо настолько пожилые, что в случае избрания могли и не дожить. Естественно, это никоим образом не сыграло на конкурентности этого мероприятия.

- В первый же день выборов на избирательном участке в ивановской школе № 32 подожгли избирательную урну. Что думаете по этому поводу? 

- Это идиотизм во всех отношениях, и в отношении тех, кто это организовал. Те люди, которые это сделали, совсему уж без головы. Смущает другое, зачастую это были несчастные бабушки-пенсионерки, которым за 70 лет и даже за 80. Совершенно очевидно, что они пали случайными. жертвами мошенников. Когда Элла Памфилова начала называть их мразями и еще как-то, у меня это вызвало совершенное отрицание. Потому что в другом городе в этой неприятной ситуации оказалась замешана женщина-профессор. Надо разбираться и выставлять их какими-то организаторами срыва избирательной кампании, на мой взгляд, по меньшей мере негуманно. Ситуации непонятные, где-то член избирательной комиссии пыталась какую-то зеленку разлить. В этом надо серьезно разбираться, чтобы понять, что это за массовое явление такое произошло. Я допускаю, что были замешаны какие-то телефонные мошенники. Что там людям говорили? Может, если ты не разольешь зеленку, с твоим внуком произойдет нечто непоправимое или еще что-то. В этих историях для меня пока больше вопросов, чем ответов. Совершенно очевидно, что это цепь трагических мероприятий по всей стране с участием самых различных людей. Что с ними случилось, я не знаю. Все было бы понятно, если бы они были пьяными, но это все приличные люди. Считаю, что вряд ли их действия сознательно были направлены на подрыв института выборов или воспрепятствование избирательному процессу. С людьми произошла трагедия, вопрос не в том, чтобы их наказать, вопрос в том, чтобы понять, что ими двигало. 

- Каким было ваше мнение по поводу распределения мест до оглашения результатов? 

- У меня не было сомнений по поводу первого места. Если быть откровенным, я думал, что вторым будет все-таки Владислав Даванков с учетом того, что были многочисленные призывы голосовать за него. Вполне возможно, что он бы и занял второе место, еще не меньше призывов было к порче бюллетеней со стороны отдельных людей. Также были какие-то призывы на неявку. Думаю, если бы не это, он, возможно, занял бы второе место. Здесь одно место, здесь не как в спорте, здесь нет серебряных и бронзовых медалей. То, что Леонид Слуцкий займет последнее место, в этом я не сомневался. Насколько я понимаю, в городах-миллионниках Даванков и занял второе место. Основная Россия, если не хотела голосовать за Путина, она и дала туда-сюда, не было кандидата, который в большей бы степени притягивал внимание той или иной оппозиционной группы. Я не исключаю, что большинство людей делало выбор во время голосования. 

- Кто-то следил за тем, как распределятся места со 2 по 4. Конечно, это сложно назвать интригой, но все-таки. 

- Кому это интересно, если от второго места до четвертого дистанция - менее 1%. По большому счету после таких результатов еще 15 лет назад надо было думать, не уйти ли из политики. Наша система мне напоминает Германскую демократическую республику или Польшу, когда там была коммунистическая партия и несколько полукоммунистических. Это был режим народной демократии, когда были конкурентные выборы, но всегда побеждала коммунистическая партия. Конкуренции на выборах не было даже и близко. Поверьте, буквально завтра никто и не вспомнит, кто какое место занял, а, во-вторых, кто вообще баллотировался. Это может быть интересно журналистам, политтехнологам, им это важно, кто на кого работал, кто-то на 20 человек больше набрал. Это смешно с учетом того, как они вели кампанию. В принципе, у всех у них результат позорный. Сейчас они делают хорошую мину, говорят, что главное - участие, что они, конечно же, работали на президента. Понятно, что каждый из них мечтал занять не первое, а второе место с хорошим результатом, который бы был больше, условно говоря, 6-8%. Как выяснилось, ни у кого такого потенциала не было. 

- Если бы к выборам был допущен Борис Надеждин? 

- Его показатель был бы как раз в этой вилке - от 3 до 5%, а, может быть, еще бы тут “размылось”. На троих они набрали чуть более 11%, они бы, возможно, поделились на четверых. Вероятно, третье бы место занял Надеждин, а Даванков в такой ситуации был бы последним. Потому что фамилию Даванкова в избирательном бюллетене люди впервые прочитали. Про Харитонова кто-то где-то что-то слышал, про Слуцкого также можно сказать - скандалы были и Жириновского он заменил. Они имели возможность набрать больше, если бы по-другому вели избирательную кампанию. Это “больше” в любом случае было бы не столь значительно. 

- Эксперты подчеркивают, что предвыборная агитация велась вяло. 

- Я даже не знаю, можно ли назвать плакат Харитонова в районе кладбища Ново-Талицы агитацией. Там было написано что-то типа “Ну что, капитализма наелись?” И было ощущение, что стрелочка на кладбище направлена. Кладбищенская агитация у человека сразу вызывает отторжение. Старый человек костлявой рукой указывает на кладбище. Существует ли какая-то большая антиреклама, я, честно говоря, не уверен. Все остальные мямлили что-то невразумительное. Они даже не смогли мобилизовать своих постоянных, электоральных, ядерных избирателей. У Даванкова таких не было, но он поднабрал у всех, в том числе у покойного Алексея Навального (внесен Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов), у сторонников Надеждина, нестойких яблочников, то есть с миру по нитке, потому что у “Новых людей” в принципе нет электората. Боюсь, что выстрел у них получился холостой. Не знаю, будет ли у них вообще какая-то перспектива, потому что за Даванкова в основном голосовали люди либерального настроения, часть интеллигенции. В общем, те, кто недоволен нынешним президентом. 

- Поэтому он и обошел ЛДПР? 

- Да, ЛДПР всегда была партией Жириновского, а у Слуцкого и Жириновского общего только последний слог в фамилии. Покойник бы в любом случае вел активную кампанию, независимо от того, что было и раздавал бы всем сестрам по серьгам. Слуцкий поехал на бренде, который был намертво связан с покойным Владимиром Вольфовичем. ЛДПР надо задуматься, не хочет ли она повторить судьбу партии “Справедливая Россия”, которая потихоньку умирает. Я думаю, что все они должны извлечь какие-то результаты. В любом случае, мы можем сказать, что Геннадий Зюганов проявил мудрость, что не пошел на выборы. Как бы не ругали Явлинского, он тоже поступил вполне себе мудро. 

- Следить за ходом голосования в Ивановской области был приглашен международный наблюдатель из Сербии Ненад Станкович. В итоге он сказал, что правонарушений на выборах не было. Что думаете по этому поводу? 

-Я уже обо всем сказал, употребив слово “перестарались”. Я бы сейчас не хотел вникать во все эти детали, они никому не интересны. Я не думаю, что были какие-то наблюдатели на тех участках, где была 100%-ая явка и 100% голосов за Владимира Владимировича. Для того он и наблюдатель, чтобы наблюдать. Может быть, у него на участке действительно не было никаких нарушений. Хотя, как правило, даже при идеальной организации работы, если наблюдатель грамотный, он найдет нарушения. Весь вопрос в том, серьезные они или технические. Это предмет долгого, детального разговора. 

- Что можете сказать по поводу работы Штаба общественного наблюдения, который в воскресенье посетил губернатор Станислав Воскресенский?

- Я ничего не знаю об этой структуре. Когда я пришел на избирательный участок, там сидел мальчик, который очень внимательно смотрел в ноутбук. Может быть, он что-то там считал, какие-то избирательные бюллетени - я не знаю. По крайней мере, наблюдатель был на участке. Что они делали, как они делали, я не могу сказать.