Евгения Морева: Тарифы на электроэнергию для ивановцев устанавливаются ниже их экономически обоснованного уровня

Тарифы на электроэнергию для ивановцев ниже их экономически обоснованного уровня

icon 10/02/2024
icon 15:00
Важная новость
Евгения Морева: Тарифы на электроэнергию для ивановцев устанавливаются ниже их экономически обоснованного уровня

Автор: Пресс-служба правительства Ивановской области, источник фото.

Пресс-служба правительства Ивановской области

Ранее корреспондент СИ “Ивановские новости” выяснил, что для населения в 37-м регионе установлены самые высокие тарифы на электроэнергию среди географических соседей, включая Владимирскую, Ярославскую и Нижегородскую области. После этого решили выяснить, почему сложилась такая ситуация. Для этого наша редакция направила запрос в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области. На вопросы ответила его директор Евгения Морева.

- Евгения Николаевна, почему в Ивановской области электроэнергия оказалась самой дорогой среди соседей?

-Тарифы на электрическую энергию для населения Ивановской области на 2024 год установлены постановлением Департамента от 20.12.2023 № 54-э/1, в том числе одноставочный тариф для городского населения в домах, не оборудованных стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, установлен в следующем размере: - на 1 полугодие 2024 года – 5,69 руб./кВтч (с учетом НДС). - на 2 полугодие 2024 года – 6,19 руб./кВтч (с учетом НДС). На территории Нижегородской области установлена социальная норма потребления электрической энергии, тарифы для населения на электрическую энергию утверждены дифференцировано для объемов потребления в пределах социальной нормы и сверх социальной нормы. Таким образом, сравнение тарифов должно осуществляться с учетом региональных особенностей их применения. На территории Нижегородской области тариф на электроэнергию сверх социальной нормы потребления электрической энергии в 1 полугодии 2024 г. составляет 7,23 руб./кВтч, что выше на 27 % чем в Ивановской области. При этом социальная норма потребления электрической энергии установлена в диапазоне от 50 кВтч до 85 кВтч на человека. 

Для примера приведем расчет платы на жилое помещение с тремя проживающими. В Нижегородской области одноставочный тариф для городских жителей, дома которых оборудованы газовыми плитами, составляет в пределах социальной нормы 4,48 руб. за кВтч, (тариф сверх социальной нормы, руб./кВтч - 7,23 руб. за кВтч). При этом размер платы за электрическую энергию составит 1 539,60 руб. в месяц при потреблении электрической энергии - 270 кВтч (150 кВтч в пределах социальной нормы, 120 кВтч сверх социальной нормы). В Ивановской области размер платы составит 1 536,30 руб. в месяц. Приведем расчет платы на жилое помещение с одним проживающим. В Нижегородской области при потреблении электрической энергии 160 кВтч в месяц, размер платы за электрическую энергию составит 923,05 руб. (85 кВтч в пределах социальной нормы, 75 кВтч сверх социальной нормы). В Ивановской области размер платы составит 910,40 руб. в месяц. С учетом региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в Ивановской области, соответствующее решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии в Ивановской области на данный момент не принято. Тарифы на 2024 год в настоящее время установлены также и без учета дифференциации по объемам потребления электрической энергии. Таким образом, с учетом особенностей применения, тарифы на электроэнергию для населения Ивановской области не являются самыми высокими в сравнении с тарифами, установленными в соседних регионах.

- Как формируется этот тариф?

- В соответствии с действующим законодательством предельный уровень тарифов на электрическую энергию для населения по субъектам Российской Федерации устанавливается Федеральной антимонопольной службой. Устанавливаемые Департаментом ежегодно тарифы на электрическую энергию для населения не превышают предельный максимальный уровень тарифа, установленный на соответствующий период приказом ФАС России. Необходимо отметить, что на территории региона тарифы на электроэнергию, поставляемую населению по регулируемым государством ценам (тарифам), значительно меньше нерегулируемых цен на электрическую энергию для прочих потребителей, ниже их экономически обоснованного уровня и являются субсидируемыми прочими потребителями за счет установления для них тарифов на услуги по передаче электрической энергии на уровне выше экономически обоснованного с учетом перекрестного субсидирования. Таким образом, устанавливаемые тарифы на электрическую энергию для населения не покрывают всех расходов, связанных с поставкой электрической энергии населению.

С учетом вышеизложенного, Методическими указаниями по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденными приказом ФАС России от 27.05.2022 № 412/22 (далее - Методические указания № 412/22), определены порядок и формулы расчета тарифа на электрическую энергию (мощность) (раздел 2 Методических указаний № 412/22). В соответствии с пунктом 7-12 Методических указаний № 412/22 на величину тарифа влияют две составляющие: тариф на электрическую энергию, действующий в регионе на 31 декабря предшествующего периода регулирования и установленный Федеральной антимонопольной службой предельный уровень тарифов для населения на очередной период регулирования. Таким образом, так как тарифы на электроэнергию для населения устанавливаются ниже их экономически обоснованного уровня, и их рост ежегодно ограничивается решением Федеральной антимонопольной службы (с учетом прогнозируемого Минэкономразвития России роста тарифов) расчет конечных тарифов на электроэнергию для населения не производится просто прямым сложением всех расходов, связанных с поставкой электрической энергии населению, так как их изначально не покрывает.

- Сколько посредников существует в формировании этого тарифа, кто они?

- Как следует из вышеизложенного, в настоящее время при формировании конечного тарифа на электроэнергию для населения в регионе не используются отдельные составляющие экономически обоснованных расходов всех участников процесса поставки электроэнергии населению (производителей электроэнергии (станций оптового рынка электроэнергии (мощности), инфраструктурных организаций оптового рынка электроэнергии (мощности), федеральной и региональных электросетевых компаний, сбытовых организаций).

- Как меняется цена на электроэнергию, проходя путь от продавца до потребителя? 

- Продавцами электроэнергии населению на розничном рынке в соответствии с действующим законодательством могут выступать гарантирующие поставщики электрической энергии (мощности), а также иные независимые энергосбытовые организации. При этом тарифы на электрическую энергию для населения устанавливаются для всех продавцов едиными.

- Известна проблема, когда электроэнергию воруют. Как департамент борется с этой проблемой? Повышается ли в результате таких случаев тариф за электроэнергию для всех остальных?

-Относительно ситуации с фактами хищений электроэнергии Департамент отмечает, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности), оказываемые сетевыми организациями, учитываются только нормативные потери (уровень технологических потерь) в электрических сетях, связанные с неизбежными физическими процессами в электросетевых объектах при транспортировке электроэнергии. Коммерческие потери электроэнергии, связанные, в том числе, с бездоговорным и (или) безучетным потреблением электроэнергии (по своей сути – воровством), в расчетах тарифов не учитываются и являются некомпенсированными убытками электросетевых организаций, которые экономически заинтересованы в борьбе с хищениями электроэнергии. Таким образом, факты наличия коммерческих потерь в электрических сетях не увеличивают тариф на электроэнергию для потребителей.