Андрей Кабанов: Департамент здравоохранения Ивановской области разрушен уголовными делами

Андрей Кабанов: Ивановский депздрав разрушен уголовными делами

icon 09/11/2023
icon 17:45
Главная новость Важная новость
Андрей Кабанов: Департамент здравоохранения Ивановской области разрушен уголовными делами

Автор: Библиотека ИГЭУ/ВКонтакте, источник фото.

Библиотека ИГЭУ/ВКонтакте

В департаменте здравоохранения Ивановской области уже давно нет постоянного руководителя, а исполняющих обязанности меняют, как перчатки. Москвина, Волков, Лесных - этот список можно продолжать. Ранее и.о. директора назначили Анну Горелову, до этого работавшую заместителем начальника регионального департамента соцзащиты населения. Корреспондент СИ “Ивановские новости” поинтересовался у бывшего заместителя губернатора Ивановской области Андрея Кабанова: почему этот важный в жизни региона департамент продолжает лихорадить?

-Андрей Юрьевич, что думаете по этому поводу?

-Собственно говоря, ничего смешного нет. Конечно, не врач по идее руководить департаментом здравоохранения не должен. Я думаю, что на Анну Горелову просто исполнение обязанностей возложено. Она человек не посторонний и, я так понимаю, пришла из соцзащиты некоторое время назад. Заместители руководителя депздрава могут быть не врачами. Есть заместитель, который курируют финансовую сферу, он не может быть врачом по определению. Есть заместители главврачей в больницах, которые тоже не имеют медицинского образования, например по хозяйственной части. В медакадемии есть завкафедрами, которые не имеют медицинского образования, есть люди, которые работают врачами без медобразования, есть врачи с биологическим образованием. 

-Почему правительство региона не в состоянии найти постоянного директора депздрава?

- Все очень просто: уже достаточное количество руководителей департамента подвергалось по различным видам уголовному преследованию - начиная с Михаила Ратманова. Тогда, слава Богу, он избежал преследования и даже уехал из региона. Сейчас, если не ошибаюсь, работает руководителем национального медицинского агентства. А так были бесконечные уголовные истории, кто захочет быть на такой расстрельной должности? В департаменте здравоохранения крутятся большие интересы. Во-первых, люди не идут туда из-за самосохранения, а, во-вторых, человеку лучше работать главным врачом крупной больницы, быть более-менее себе хозяином, чем быть под увеличительным стеклом общественности, прессы. Тем более на сегодня ресурсы, направляемые на здравоохранение, начинают потихоньку сжиматься. Достаточно вспомнить скандалы с отсутствием льготных лекарств для диабетиков, то еще что-то. Кстати, еще неизвестно, чем закончится эта история. Насколько я знаю, проводилась большая проверка по поводу закупок лекарственных препаратов в период руководства департаментом Светланой Москвиной. Задачи стоят очень большие, а ресурсы и механизмы их исполнения они, к сожалению, не всегда соответствуют уровню поставленных задач, о чем нам говорит уголовное дело Артура Фокина и Алексея Буянкина. 

-Как мы видим, главврачи ивановских больниц не спешат возглавлять депздрав.

-Я думаю, что, например, зарплата главврача областной больницы существенно выше - могу ошибаться, конечно, - чем руководителя департамента здравоохранения. Я не говорю, что ресурсы вообще несопоставимые. Областная больница - огромное предприятие, занимает целый квартал, депздрав занимает один этаж, на котором сидят несколько чиновников, может, два-три десятка и огромная постоянная ответственность. Поэтому выбор явно не в пользу облздрава. 

-Так получалось, что нашим депздравом руководили, как правило, главврачи.

-Отмечу, что ни Романчук, ни Волков, ни Москвина, ни другие возглавлявшие депздрав люди - не карьерные чиновники. Как вы правильно заметили, это все выходцы из главных врачей, им эта работа, скорее всего, не приносила ни психологических, ни материальных, ни моральных благ. Никого не вырастили, раньше всегда департамент здравоохранения - при советской власти и в первые годы после - возглавляли, как бы сейчас сказали, “карьерные чиновники”. Вспоминаю Анатолия Медведева, Анатолия Белина, а потом это стало нарушаться, разрушаться. Думаю, что такая ситуация сложилась сегодня не только в депздраве. Если где-то еще и есть руководители, то альтернативы, как таковой, им, как правило, нет и резерва, как такового, как правило, нет. Поэтому департамент здравоохранения разрушен уголовными делами. Не скажу даже, что они логичные. Почитайте суть обвинения Романчук, суть обвинения Фокина, тут, как говорится, повернуть можно, куда угодно.

-Есть мнение, что кто-то из высших местных чиновников пытался замолвить слово за Фокина, но ничего не помогло.

-Совершенно очевидно, что были какие-то разговоры. На сегодняшний день роль губернаторов в уголовном преследовании региональных чиновников очень и очень, на мой субъективный взгляд, невелика. В свое время губернатор Кузбасса, политический тяжеловес федерального масштаба Аман Тулеев пытался защитить своих заместителей и у него в общем-то ничего не получилось. Я не думаю, что здесь ресурсы Станислава Воскресенского беспредельны. В начале нулевых влиятельных губернаторов было больше, в свое время одного крупного чиновника взяли с поличным, с деньгами, но дело не завели. Это тоже одна из причин, что никто не стремится попасть в карьерные чиновники, потому что итогом может быть скамья подсудимых. Никто не хочет попасть под раздачу.

У человека, который идет руководить департаментом, по большому счету, нет никаких гарантий. Случись общественный скандал, его могут просто выставить на улицу, а с должностью и.о. руководителя департамента здравоохранения найти работу очень непросто. Пример того, что Фокин и Буянкин все-таки нашли работу врачами, говорит о том, что им, действительно, губернатор сочувствует. Если бы инициатором увольнения был губернатор, им бы еще было трудно найти работу. Опять же, они работают рядовыми врачами. Фокин и Буянкин были квалифицированными главврачами больниц до того, как пришли в департамент. Фокин, по-моему, из медицинской семьи с хорошими традициями. Чем бы не закончился судебный процесс, пережить такой стресс, провести больше года в СИЗО… Кому это надо? Среди врачей, на мой взгляд, гораздо меньше сумасшедших, чем в других сферах жизни. Они все-таки семь лет учатся и латинский язык знают. Я не думаю, что в других регионах ситуация коренным образом отличается, то есть проблема, которую мы сегодня затронули, носит системный характер.