Пандемия коронавируса вынудила систему коммерческого образования срочно менять форматы своей работы, чтобы вовсе не остаться без дохода. И многие центры развития дошкольников, частные педагоги быстро сориентировались в новых реалиях.

Апробированная в первую волну коронавируса схема общения через мессенджеры и онлайн-занятия стали выходом и сейчас, во вторую волну.

«Формат здесь только один – онлайн. Он гораздо безопаснее для ваших детей, и при этом позволяет эффективно заниматься», - заявляют педагоги из сферы дополнительного образования.  

По поводу эффективности можно поспорить. А что касается безопасности, то, безусловно, это правда.

В среднем, как выяснил корреспондент «Ивановских новостей», стоимость онлайн-уроков составляет половину цены от обычных уроков.

Например, если 40-минутное занятие по рисование с дошкольниками педагог оценивает в 300 рублей, то получасовой урок по zoom – в 150 рублей.

В другом центре дополнительного развития детей нам рассказали, что выкладка в группу в viber одного урока по конкретному предмету, например, по развитию речи, стоит 50 рублей. Урок не более 10 минут. И родители в этом случае сами занимаются со своими детьми.

Мини-опрос «Ивановских новостей» показал, что не все, а только 70% родителей видят смысл и толк в подобного рода занятиях. То есть готовы платить.

На вопрос «А готовы ли вы дома заниматься с дошкольником, есть ли у вас для этого время, желание и терпение?», многие из этих 70% ответили отрицательно.

«Если бы год назад я услышала фразу «дистанционное образование детей дошкольного возраста посредством интернет-технологий», я подумала, что мир сошел с ума... Но современные условия таковы, что сейчас это становится реальностью», - говорит наш эксперт – известный в Иванове педагог-психолог Надежда Моторина.

По нашим наблюдениям, в период самоизоляции дистанционное обучение дошкольников строится по трем направлениям:

  1. Задания для детей и их родителей, которые выкладывают на сайте, странице группы или в социальных сетях.
  2. Общение с родителями посредством мессенджеров и записи заданий на видео (viber, WhatsApp).
  3. Онлайн-занятия для дошкольников в zoom или Skype.

«Сложно сказать, какое направление работы является наиболее эффективным и удачным. Но для того чтобы оценить целесообразность использования дистанционных технологий в детском саду, достаточно понимать специфику возрастного периода и основные задачи дошкольного образования», - уточняет Надежда.

Во-первых, дети дошкольного возраста имеют трудности в произвольной регуляции собственных действий.

Это значит, что деятельность, которую предлагает воспитатель через экран телефона или ноутбука, должна быть очень интересной, важной и значимой именно для малыша. Очень сложная задача при работе с дошкольниками. И не только при дистанционном образовании. Удержать внимание детей, особенно в возрасте до 5 лет, очень тяжело.

Во-вторых, ведущим типом деятельности детей дошкольного возраста является игра.

Дети, которые вдоволь могут наиграться в детском саду, как правило, не испытывают трудности при обучении в школе. При дистанционном образовании сложно учесть потребность ребенка в игре.

Все-таки дистант - это специально организованная, не специфичная для дошкольника деятельность, которая с игровой почти не имеет ничего общего.

В-третьих, необходимо учесть все требования к свету, посадке, временному отрезку занятия, периодичности и интенсивности нагрузки.

«На мой взгляд, миссия почти невыполнима... Конечно, есть вероятность, что дистанционное обучение дошкольников станет частью нашей современной реальности. Но общение и взаимодействие с ребенком дошкольного возраста - это очень тонкий и важный процесс. В настоящее время мы и очно с этой задачей не всегда справляемся «на отлично»», - отмечает эксперт.

В любом случае – заниматься дистанционно или нет – выбор каждого родителя. Но рисовать, лепить и клеить ребенок детсадовского возраста вполне может и сам. А английскому языку по zoom или Skype его все равно не научат.