Осенняя пора во многих семьях сопряжена с процессом адаптации детей к школьному обучению. И осень 2020 года в этом плане становится уникальной.

Как пережить адаптацию к учебному процессу, к школе, к новым условиям обучения?

Наш эксперт - один из лучших психологов России, ивановский педагог-психолог Надежда Моторина.

- Из-за пандемии и тех ограничений и корректив, которые нам пришлось внести в свою жизнь?

- Да. Адаптироваться нужно всем:

  • детям старшего и среднего звена - к переходу от дистанционного к очному обучению
  • детям, закончившим начальную по школу, - к новым требованиям и условиям
  • ребятам помладше - к новому этапу в жизни
  • а родителям - к чек-листам и ежедневному измерению температуры.

Сложно сказать, для кого процесс адаптации станет испытанием. Это зависит от ряда факторов: возраста, состояния здоровья детей, уровня мотивации к обучению, степени психологической готовности...

Непростая задача стоит перед родителями первоклашек. За период самоизоляции у ребят накопилось огромное количество неуёмной энергии, которую необходимо направить в нужное русло.

- Учителям также надо подстроиться и научиться жить и работать в новых условиях.

- Тяжело и учителям, которые в условиях школьных правил, обязательств и требований не могут обеспечить удовлетворение потребности детей в физической активности. Важно понимать, что выполнение правил в школе - это залог безопасности ребенка. Но и учителю необходимо владеть не только навыками построения эффективного взаимодействия с детьми и их родителями, но и учитывать возрастные и индивидуальные особенности вчерашних дошколят.

- Надежда Владимировна, попросим вас дать рекомендации родителям, у которых ребята склонны нарушать школьные правила.

- Советы могут быть следующие.

  1. Проговорите с ребенком о правилах поведения в школе, и объясните зачем они нужны.
  2. Старайтесь обеспечивать возможность физической активности ребенка (прогулки, секции).
  3. Обязательно замечайте даже самые маленькие достижения ребенка.
  4. Постарайтесь найти контакт с учителем. Ведь обучение, воспитание и развитие ребенка - это общая задача. Совместными усилиями можно преодолеть любые трудности!

- На «дистанте» школьники расслабились. А прийти в нужную форму непросто. Да и, вероятно, не хочется…

- Для ребят старшего возраста возвращение к традиционной форме обучения является ситуацией повышения контроля со стороны учителей и родителей.

Как показывает практика (да и теория!), усиление контроля всегда грозит нарастанием сопротивления к нему. Поэтому развитие навыков самоконтроля, формирование способности к планированию своей деятельности, важны для современных детей, как никогда.

- Перефразируя ваши слова, можно сказать, что самоконтроль делает невозможное. Вопрос в том, как воспитать, пробудить в себе самоконтроль?

- Специалисты в области психологии утверждают, что самоконтроль подобен «мускуле» и его можно и нужно тренировать. Существуют различные психологические приемы и методы, с помощью которых ребенок сможет не только быть более самостоятельным в принятии решений, но и нести ответственность за свой выбор. Но нужно подключиться родителям.

- Что именно предпринять?

- Для этого родителям необходимо:

  1. Предоставлять ребенку возможность выбора (еда, одежда, кружки, секции).
  2. Стараться в целях экономии времени не делать за ребенка то, что он может сделать сам.
  3. Помогать критично относится к себе и своим поступкам. Обсуждать, делать выводы, формировать представления «а как можно было сделать по-другому?».
  4. Оказывать ребенку эмоциональную поддержку и быть рядом.
  5. Самому быть последовательным в предъявлении требований.

Удачи и успехов в новом учебном году!