Между праздничными полотнами Бориса Кустодиева и суровыми графиками криогенных установок Петра Капицы, кажется, лежит целая бездна. Но если всмотреться пристальнее, становится ясно: и художник, и физик с удивительной пронзительностью отразили два лика одной и русской силы, воплощенной в разных ипостасях. Один — в кинешемском купеческом разгуле, другой — в индустриальном рывке страны. А связывает их не только общая тема, но и личная встреча, запечатленная кистью мастера.
Энергия русской провинции
Борис Кустодиев, певец русской провинции, с особой любовью писал быт Поволжья. «Купчихи в Кинешме» - картина, созданная им в 1912 году. Это символ целого экономического уклада: сытая, размеренная жизнь, порожденная текстильным бумом, который превратил Иваново-Вознесенск в «ситцевый край». Кустодиев, уроженец Астрахани, любил Кинешму - по его словам, это «очень красивый городок с такой типичной местной физиономией». Его купчихи – образ России торговой, хлебосольной, укорененной в своих традициях, чья энергия еще не знала, как ей реализоваться в новых, индустриальных масштабах.
Но Кустодиев был не только бытописателем купечества. Кисть блистательного портретиста запечатлевала самых ярких людей своей эпохи. И среди них - молодого, полного огня физика Петра Леонидовича Капицу.
В 1921 году Борис Кустодиев создал двойной портрет, который сегодня является иконой отечественной науки: «Портрет Петра Леонидовича Капицы и Николая Николаевича Семёнова». На нем два будущих нобелевских лауреата (Семёнов получит премию по химии в 1956 году) изображены в динамичной, почти дерзкой позе. Они не позируют чинно - они горят. Капица, сжимая в руках свиток, похожий на лабораторный чертеж, смотрит на зрителя с энергичным, уверенным вызовом. Портрет новой, революционной силы интеллекта, готовой перевернуть мир хранится в Мемориальном музее-кабинете академика П. Л. Капицы.
Менее известен одиночный портрет Петра Капицы. Кустодиев написал его всего за год до своей смерти. Сейчас эта работа хранится в Музее истории и искусств Фицуильяма в Кембридже.
Кустодиев не просто зафиксировал внешность ученого. Он предсказал его роль – преемника ценностей, несущего энергию преобразований.
Борис Кустодиев не ошибся. Наследие Петра Капицы - это не абстрактная наука, а технологии, которые стали новой нервной системой индустриализации. Разработанный им турбодетандер для сжижения воздуха стал ключом к получению кислорода в промышленных масштабах, который был необходим по всей стране, включая и предприятия Ивановской области.
И если Кустодиев передал нам Россию «до», с благополучием на традиционных промыслах, то Капица создал инженерный фундамент для России «после» - технологичной и способной на рывок.
Одна Россия кормила и одевала, другая — строила и изобретала. И в этом большом историческом полотне Ивановский край, Борис Кустодиев и Петр Капица оказываются соавторами одной великой книги о преображении страны.
Проект «Нобелевские лауреаты» выполняется при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Десятилетия науки и технологий, объявленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231.