На фоне всех дорожно-транспортных происшествий, случающихся в Ивановской области, аварии с участием общественного транспорта всегда вызывают наибольший интерес как у жителей региона, так и у органов власти.
Стоит только вспомнить недавнее воскресное ДТП с участием автобусов №№100 и 35. «Ивановские новости» выпустили подборку со всей информацией, которая была известна о ДТП с участием двух автобусов. Однако, как оказалось, это было далеко не всё, что изложили в ведомствах непосредственно в день инцидента. На следующий день стало известно, что СК возбудил уголовное дело по факту ДТП. Впоследствии ходом расследования заинтересовался глава СКР Александр Бастрыкин, полиция опубликовала кадры из салонов автобусов в момент столкновения.
Фото: Владимир Батурин / ВКонтакте
По какой причине могут происходить аварии с участием общественного транспорта и что нужно изменить в системе, чтобы не допускать травмирования в результате столкновений автобусов, маршруток и троллейбусов, рассказал общественник Владимир Батурин.
—Владимир, как Вы считаете, насколько безопасно передвигаться на общественном транспорте в Иванове и Ивановской области?
—Относительно безопасность пассажирских перевозок города Иванова не открою тайну, они не являются идеальными. К сожалению, все эти гонки и прочие подрезания, то, как у нас порой бывает во втором и третьем ряду – могут высадить пассажиров. Это уже неоднократно было в интернете, легко можно найти эти видео, то есть я не открою, собственно говоря, какой-то тайны по этому поводу.
—Каким образом стоит проводить профилактику ДТП с участием общественного транспорта? Почему они происходят?
—Что нужно сделать, какую профилактику вести, сами перевозчики неоднократно говорили. Например, продублированность маршрутов. То, что зачастую они повторяются, соответственно, эта конкуренция – быстрее доехать до остановки – существует. Порой, бывает, они стоят продолжительное время, потом, заприметив похожий маршрут в зеркалах, собственно говоря, начинают быстро гнать, тем сам подвергая опасности пассажиров. Что нужно делать? Нам рассказывали про транспортную реформу, которая, кстати, у людей вызывает неоднозначное, скажем так, мнение. С одной стороны, люди не знают конечного результата, как это все будет, поэтому что-то новое всегда воспринимается в штыки. Во-вторых, людям не до конца объясняют, не рассказывают о ней, у людей нет уверенности, что эта реформа изменит систему в хорошую сторону. Поэтому, зачастую, те же пассажиры вроде бы и хотят каких-то изменений, но, с другой стороны, чего-то глобального они боятся и просят оставить все как есть. А оставляя все как есть мы, к сожалению, имеем вот такие вот результаты, в том числе с такими ДТП.
—Как Вы думаете, в чем была проблема конкретно с воскресным ДТП? Кто, по Вашему мнению, виноват?
— Кто виноват в аварии? Тут, наверное, нам расскажет следствие, оно ведется, все-таки ДТП серьезное, несколько пострадавших, – если дело не замнут заинтересованные лица – потому что в прошлые годы были разные истории, поэтому будем надеяться, что все будет честно, открыто, и мы узнаем настоящую причину конкретного происшествия. Стоит отметить, что в конце года, в декабре, с троллейбусом было ДТП, когда водитель сбил пешехода насмерть, также была история с автобусом на площади Революции, тоже пешехода сбили насмерть. То есть это буквально за два месяца несколько ДТП. Но это происходит с незавидной регулярностью – бывают аварии поменьше, бывают, наоборот, посерьезнее. Иногда по какой-то причине такие происшествия вообще не случаются. Назвать конкретных виновных сложно, потому что эта система далеко не самого лучшего общественного транспорта по стране, если сравнить соседние регионы, где порой бывает и цена на билет подешевле, удобнее, тарифное меню имеется, банковские карты принимает весь общественный транспорт, можно уехать вечером. У нас, к сожалению, не все так идеально. В отдельные районы и после семи часов вечера не уехать. Это все складывалось годами, много заинтересованных лиц, которые к этому привыкли, которых сложно переучить, переформатировать. Кто-то даже с этого получает немалую выгоду. Понятно, что страдают простые люди и, зачастую, от плохой работы общественного транспорта мы наблюдаем увеличение количества личного автомобиля, потому что, если у людей есть возможность и желание, они просто покупают автомобили, и, тем самым, количество пробок увеличивается. Но и, соответственно, ежегодно качество общественный транспорта, качество самой услуги, ухудшается, а тарифы растут.
— Что можно было бы изменить, чтобы минимизировать случаи аварий с участием общественного транспорта в областном центре и по всему региону?
— Чтобы что-то изменить, нужна, во-первых, политическая воля. Во-вторых, сильный стержень у человека, который этим займется. Опять-таки, это будет непросто, необходимы финансы, потому что нужно оплачивать транспортную работу перевозчикам за конкретный рейс. Соответственно, если он сошел с линии раньше положенного времени, то он просто не получит деньги за невыполненную работу. У нас же сейчас могут спокойно уехать раньше, и никто никак не накажет за это. Водители и кондуктора получают процент, получают зарплату не два раза в месяц, а каждый день. Поэтому до тех пор, пока это все будет сохраняться, мы будем наблюдать гонки между транспортами на дороге и прочие опасности. Повторюсь, многие получают выгоду в этой сфере. Какие-то изменения надо делать, с одной стороны, осторожно и продуманно.
—У Вас есть еще конкретные предложения по изменению системы общественного транспорта, дорожного движения в регионе?
— Было бы неплохо, если бы у нас [полагаем, жителей – пом.ред.] была статистика самых опасных маршрутов для пассажира. Она наверняка есть, только ее нет в публичной плоскости, чтобы все-таки люди примерно понимали свои риски. Понятно, это как русская рулетка, я бы назвал, смертельный аттракцион, то есть Ивановский общественный транспорт – повезет – не повезет, где-то тебя может задеть вообще совершенно случайно. Но при этом наверняка есть такие маршруты, которые чаще всего попадают в сводки ГИБДД. К тому же, почему нет тайных мониторингов – не тех проверок, о которых известно заранее, а тех, которые происходят тайно в гражданской одежде. Просто фиксируют сколько раз человек проехал на красный свет. Почему этим никто не занимается? Какие-то должны аналитические мероприятия проводиться для изучения проблемы, выводы после этого должны делать. Например, у тех же больших автобусов, которые появились не так давно, скорость немного поменьше, чем у маршруток или ПАЗиков. И, соответственно, ДТП с их участием если и случались, то не так часто и не с такими последствиями.
Кроме того, можно развивать муниципальное (троллейбусное) предприятие, однако вместо развития мы, к сожалению, наблюдаем деградацию. Я о сокращении выпуска и минимальном количестве троллейбусов на маршрутах областного центра в 2025 году. Кадровый голод не сократился, скорее наоборот. Самая низкая часовая ставка по стране у водителя троллейбуса играет весомую роль в решении покинуть предприятие. Городские власти не видят в этом проблемы.
Выходит, по мнению Батурина, общественный транспорт как в областном центре, так и по всему Ивановскому региону в плане безопасности оставляет желать лучшего. Однако конкретные инициативы были озвучены, потому это не просто критика без предложений. Следим за дальнейшими событиями.